РусскийБеларускi

 

Министерство образования Республики Беларусь

отдел по образованию Климовичского райисполкома

 Государственное учреждение образования "Средняя школа №1 г. Климовичи"

 

Главная | Одно окно | Обращения граждан и юридических лиц | О школе | Обучающимся | Родителям | Учительская | Сервисы | Контакты | 2024 - Год качества | РОЧС информирует | Воспитательная работа | Педагог социальный - педагог-психолог | Питание | Наша исследовательская деятельность | О приеме в первый класс | Электронная библиотека | Гуманитарный проект | Попечительский совет | #Мая _Зямля_Прыдняпроўе | Работа с одаренными и высокомотивированными учащимися | Инновационный проект | Ресурсный центр | Материалы презентации «Дети 21 века. Как уберечь своего ребенка» | Память и боль белорусской земли | Электробезопасность | Выпускнику | Деловой стиль одежды | Образовательный процесс 2023/2024 учебный год | Стоп наркотики! | История, традиции, достижения учреждения образования | Специальное образование | Памятка для граждан Украины, пребывающих в Республику Беларусь | Республиканский социальный проект "Дотянись до мечты" | Родительское собрание | Неделя психологии | БРПО | Неделя педмастерства учителей-дефектологов | Централизованный экзамен 2024 | Ситуационная помощь | Республиканский конкурс "У каждого времени свои герои" | Неделя финансовой грамотности

 

Меню раздела

 

 

 

 

 

статистика посещений

Яндекс.Метрика

 

 


Олимпиадные задания по русскому языку 7 класс.

1.Сделайте фонетическую запись предложения: Тут же у стола стояла кривая турецкая сабля.

2.Расставьте ударение в словах: арест, без толку (нареч.), взята, взяло, добела, донельзя, залитый, занята.

3.Разберите слова по составу, а также произведите их словообразовательный анализ: зазеленели, подземные, пароходный, соединение.

4.Подберите    к фразеологическим оборотам синонимы: бить баклуши; задирать нос; работать спустя рукава; кричать во всю ивановскую; кто в лес, кто по дрова; сломя голову.

5.Дайте  объяснения значения слов, взятых из Словаря В.И. Даля. Выползина, быторить, отроковница, лебезить, колевина, тетенькать, авоська, бударка, калач, баить, будень, калика

6.Образуйте все формы причастий от глаголов: ожидать, слышать, привозить, таять.

7.Вставьте    пропущенные буквы в словах: аб. .ж.. р, г.. рлянда, в.. рм.. шель, м.. к.. роны, гости.. ая, гости.. ица, кв.. танция, к.. нава, искус.. ный, ис.. ку.. тво, вследстви.., вымп.. л, комб.. нат

8.Составьте предложения с данными словами: варенный и варёный, кроенный и кроёный, приближенный и приближённый.Какие из этих слов относятся к прилагательным, а какие — к причастиям?

9.Какие из выделенных слов являются прилагательными, а какие — причастиями?

1) Все помнят его блестящийответ на экзамене. 2) Подходящиек перрону поезда. 3) Блестящиена солнце стёкла. 4) Отраженный свет луны. 5) Избалованный чрезмерной любовью ребенок. 6) Отраженныйрефлектором свет лампы. 7) УважаемыйНиколай Сергеевич! 8) Всеми уважаемыйтоварищ. 9) Обычные текущие дела. 10) Текущиев ущельях реки.

10.Объясните значение слов: абонемент, аккумулятор, бюллетень, дублер, интеллигенция, комфорт, лабиринт, монолог.

11.Исправьте грамматические и речевые недочеты в следующих предложениях:

1)   Скоро я обратно вернулся в этот город. 2) Девочка хорошо говорит по-

немецкому. 3) Мальчик упал навзничь, го есть вниз лицом. 4) Собака воет по- волчьему.5) Покатавшись на катке, болят ноги. 6) Подъезжая к дому, собаки залаяли на нас. 7) Мальчик присел на пень, читавший книгу.8) Выйдя в поле, солнце скрылось за тучей.

  1. Составьте схему предложения, расставив знаки препинания, дайте его характеристику: Уже светало и небо на востоке с каждой минутой меняло свою окраску.

13.Какой   падеж существительного никогда не употребляется с предлогами, а какой, наоборот, никогда не бывает без предлогов?

14.Прочитайте текст. Какие типы речи встречаются в нем? Какие типовые фрагменты можно выделить в данном тексте.

В это утро мы с Сережей встали пораньше, напились чаю. Взяв ружье, отправились в сад над речкой. Как там было хорошо!

Сквозь поредевшую листву старых яблонь внизу под нами синела река. А за рекой далеко-далеко виднелись скошенные, опустевшие луга с потемневшими от

дождя стогами сена, желтые перелески. И над всем этим осенним простором в прохладном прозрачном небе плыли одинокие облака. (По Г.А. Скребницкому)

 

Олимпиада по русскому языку.

Ответы 7 класс.

  1. Сделайте фонетическую запись предложения: [Туджэ у стала стай'алъ кр'ивай'ь тур'эцкъй'ь сабл'ь]. - 3 б.
  2. Расставьте ударение в словах: арЕст, бЕз толку (нареч.), взятА, взЯло, добелА, донЕльзя,зАлитый, занятА. По 0,5 за каждое верное слово

3. Разберите слова по составу, а также произведите их словообразовательный анализ: за-зе-ле-не-ли, под-земн-ые, пар-о-ход-ный, со-еди-не-ние.

Зазеленели - зеленели -зеленеть -зеленый Подземные- подземный - земной -земля Пароходный - пар и ходить- ход. Соединение- единение - единый -по 0,5 за разбор слова, и по 1 б. за словообразовательный

4    .Бить баклуши - бездельничать, заниматься пустяками; задирать нос -задаваться, зазнаваться; работать спустя рукава - плохо, с неохотой, небрежно; кричать во всю ивановскую - громко, оглушительно, изо всех сил; кто в лес, кто по дрова - вразброд, неслаженно; сломя голову- быстро, не разбирая дороги по о,5 б. за слово

  1. Выползина- шкурка, которую сбрасывает с себя змея; , быторить - кричать; отроковница - девочка-подросток; , лебезить - льстить, угодничать; колевина - след от колеса; тетенькать - баловать, забавлять; авоська - счастье, удача; бударка - астрах. лодка; калач - белый хлеб; , баить - говорить; будень - будний день; калика – странник (по 1 баллу за слово)

б.Ожидать- ожидающий, ожидавший, ожидаемый; слышать- слышавший, слышимый, слышанный; привозить- привозивший, привозимый; таять- тающий, таявший.

  1. Абажур, гирлянда, вермишель, макароны, гостиная, гостиница, квитанция, канава, искусный, искусство, вследствие, вымпел, комбинат - по 0,5 б. за слово.
  2. варенный- прич. ; Вареный- прил.; Кроенный - прич. Кроёный - прил.Приближенный- прич. Приближённый- прич, прилаг. в значении сущ-го по 0,5 б.
  3. 1 - прил. 2 - прич. 3 - прич. 4 - прил. 5- прич. 6- прич.7- прил. 8 -прич.9. прил.10- прич. - по 1 б.
  4. абонемент-правопользования местом( в театре, на лекции), документ, обеспечивающий это право. Отдел библиотеки, выдающий книги на дом.

Бюллетень-краткое официальное сообщение о событии,деле,имеющем общественное значение; избирательный листок; листок временной нетрудоспособности. аккумулятор-устройство для накопления энергии с целью последующего ее использования. Дублер-запасной. Интеллигенция-работники умственного труда, обладающие образованием и специальными знаниями в различных областях науки, техники и культуры. Комфорт-благоустроенностьи уют жилищ, общественных учреждений, средств сообщения. Лабиринт -сложное, запутанное расположение помещений, переходов, дорог. Монолог-речьодного лица. По 0,5 за слово

  1. 1.Скоро я вернулся в этот город. 2. Девочка хорошо говорит по-немецки. 3. Мальчик упал

навзничь, то есть на спину. 4.Собака воет по-волчьи. 5.Покатавшись на катке, я почувствовал боль в ногах. 6. Подъезжая к дому, мы услышали, как собаки залаяли на нас. 7. Мальчик, читавший книгу, присел на пень. 8.Выйдя в поле, я увидел, как солнце скрылось за тучей. - по 1 б.

  1. Составьте схему предложения, расставив знаки препинания, дайте его характеристику: Уже светало, и небо на востоке с каждой минутой меняло свою окраску.

[- ], и [- =]. Повествовательное, невосклицательное, сложное, сложносочиненное, состоит из двух простых предложений, соединенных сочинительным союзом. Первое предложение: простое, односоставное, распространенное, полное. Второе предложение - простое, двусоставное, распространенное, полное - 2 б.

13.Не употребляется с предлогами, - именительный ; , никогда не бывает без предлогов - предложный. 1 б.

  1. В данном тексте соединяются повествование и описание. Типовые фрагменты текста: повествование, оценка действительности, описание места. Повествование: В это утро мы с Сережей встали пораньше, напились чаю. Взяв ружье, отправились в сад над речкой. Как там было хорошо!

Описание: второй абзац. В тексте часто используется не какой-либо один тип речи, а их соединение. Соединение разных типовых фрагментов должно быть оправдано замыслом автора, основной мыслью

 

Олимпиада по русскому языку 8-9 классы

Задания по русскому языку

1. Придумайте и запишите 1) две пары двусложных слов, различающихся только ударным гласным звуком, 2) две пары слов, различающихся только безударным гласным звуком, 3) две пары слов, различающихся только порядком следования звуков.

2. Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением паронимов (паронимами называются однокоренные слова, относящиеся к одной части речи, сходные, но не тождественные по звучанию и разные по значению).

            1) Актриса сыграла заглавную роль в пьесе «Голубой портрет».

            2) В этот день я услышала много обидчивых слов.

            3) Писатель показывает «дно», которое приготовлено жестоким миром неудачникам.

            4) Реальные люди силой писательского таланта превращаются в художественные прообразы.

            5) Обновка так понравилась Лене, что она одевала её и вертелась перед зеркалом.

            6) Татьяна любила вставать с зарницей.

            7) Ларина сама била придворных, если они не могли ей угодить.

            8) В конце вечера трибуну представили гостям.

            9) Заветы отцов перевоплощаются в жизнь.

            10) Мы поднимались на высокий земельный холм.

3. Запишите предложения, вставляя наречие ВПЕРЕМЕЖКУ или ВПЕРЕМЕШКУ с учётом их значений. Как называются слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному и имеют разное значение?

            1) Долго перетасовывали места, чтобы дамы сидели непременно … с кавалерами (А.Куприн).

            2) В комнате у доктора был беспорядок. На полу …

с пакетами чаю и табаку валялись кожаные перчатки и красивые меховые сапоги (В.Каверин).

            3) Книги лежали … с тетрадками. Трудно было найти нужную работу.

            4) Кукурузу высевали … : два ряда харьковки, два ряда грушевской.

           

4. Запишите предложения, вставляя нужную букву е или и.

            1) Что н… говори, а он хорош.

            2) Сколько н… звал, а он н… оглянулся.

            3) Нельзя н… любоваться закатом.

            4) Какие только мысли н… одолевают в минуты тоски!

            5) Н… один участник похода н… явился.

            6) Н… раз спрашивали о тебе.

            7) А ты н… разу н… ответил.

5. Разберите данные слова по составу.

            Учебник, учительская, выучиться, научный, переобучение, поучительность.

6. Выпишите фразеологизмы, в которых существительные употреблены а) в винительном падеже, б) в дательном падеже. Подчеркните эти существительные.

            1) Ждать у моря погоды.

            2) Менять кукушку на ястреба.

            3) Море по колено.

            4) Мороз по коже дерёт.

            5) Картошка в мундире.

            6) Мурашки бегают по спине.

            7) Делать из мухи слона.

7. Укажите, каким членом предложения является союзное слово «который» в придаточных частях сложноподчинённых предложений.

            1) Моё внимание привлёк дом, около которого собрались все жители посёлка.

            2) Есть люди, которым всегда неспокойно.

            3) Мы въехали в большой город, в домах которого зажигался свет.

            4) Мы шли по улице, на которой стояли новые дома.

            5) Это был человек, который писал когда-то замечательные стихи.

            6) В свой первый отпуск, который мне дадут летом, я съезжу к родителям.

            7) В доме нас встретили неожиданные гости, которым мама очень обрадовалась.

            8) Я не знаю, который сейчас час.

 

Ответы

 

1 задание

Вариант ответа: 1) дума – дыма, терем – тюрем;

                             2) батон – бутон, врачи – вручи;

                             3) сорт – трос, торг – крот.

2 задание

Ответ.

            1) главную,

            2) обидных,

            3) уготовлено,

            4) образы,

            5) надевала,

            6) с зарей,

            7) дворовых,

            8) предоставили,

            9) воплощаются,

            10) земляной.

 

3 задание

Ответ.

1)     Вперемежку, 2) вперемешку, 3) вперемешку, 4) вперемежку. Такие слова называются омофонами.

4 задание

Ответ.

            1) Что ни говори, а он хорош.

            2) Сколько ни звал, а он не оглянулся.

            3) Нельзя не любоваться закатом.

            4) Какие только мысли не одолевают в минуты тоски!

            5) Ни один участник похода не явился.

            6) Не раз спрашивали о тебе.

            7) А ты ни разу не ответил.

 

5 задание

 

Ответ.

            Уч-еб-н-ик-0, уч-и-тель-ск-ая, вы-уч-и-ть-ся, на-уч-н-ый, пере-об-уч-ени-е, по-уч-и-тельн-ость- 0;

 

6 задание

Ответ.

            а) В винительном падеже: Менять кукушку на ястреба.

                                                     Море по колено.

                                                   Делать из мухи слона.

            б) В дательном падеже: Мороз по коже дерёт.

                                                 Мурашки бегают по спине.

 

7 задание

Ответ.

            1) Обстоятельство места,

            2) дополнение,

            3) определение,

            4) обстоятельство места,

            5) подлежащее,

            6) дополнение,

            7) дополнение,

            8) сказуемое.

 

 

Олимпиада по русскому языку 7 класс

  1. Разделите пары слов на две группы: 1) пары с историческими (необъснимыми) чередованиями звуков в словах; 2) пары с фонетическим (объяснимыми) чередованиями звуков в словах.

Возглас - воспеть. Село - сёла. Пень - пня. Тихий - тишь. Игра - сыграть. Воск

-     вощёный. Лик - лицо. Улыбаться - улыбка. Горка - гора. Столбы - столб. Ловить - ловлю.

  1. В юмореске С.Альтова, написанной в жанре пародии на рассказ экскурсовода о творчестве испанского художника Эль Греко, есть фраза, которая всегда вызывает смех: «Большие художники вынуждены были прибегать к аллегориям. Прибежал к ним и Эль Греко». На каком языковом явлении построено это пародийное высказывание? Прокомментируйте его с лингвистической точки зрения.
  2. Вставьте недостающие слова в пословицы и поговорки.

Всем сестрам по____ . ______ Бог бережёт. В_____ омуте черти водятся.

_____ коню в зубы не смотрят. Дела идут,_ пишет. ______ платит дважды.

Первый блин_____ . _____ всё стерпит.

  1. Какие справки можно получить в «Школьном словаре иностранных слов»

В.В. Одинцова и др.?

  1. Найдите приставку в словах описка, ошибка, опечатка, оплошность, огрех. В каких словах она уже не выделяется? Определите значение приставки.
  2. Есть ли родственная связь между словами, цент, центнер и процент? Докажите правильность своего ответа.
  3. Об одном из пунктуационных знаков французский писатель Х1Х в. Оноре де Бальзак сказал, что он является «ключом ко всякой науке». Какой это знак? Докажите правильность своего ответа.
  4. Как Вы понимаете смысл пословицы-загадки «Моё горе - стрела во мне, чужое горе - стрела во пне»? Отгадайте её. В каких ситуациях она используется? Оформите свой ответ в мини-сочинение любого жанра объемом 0,5 стр.

 

Олимпиада по русскому языку (ответы) 7 класс

Ответы - 84 балла

  1. До 22б. По 2б за пару. 1) село - сёла, пень - пня, тихий - тишь, воск - вощёный, лик

-    лицо, ловить - ловлю (12); 2) возглас - воспеть, игра - сыграть, улыбаться - улыбка, горка - гора, столбы - столб (10).

  1. До 7б. На смешении (1) омоним. знач.(1) слова прибегать (1). Прибегать - прибегнуть (1)= обращаться к какому-л. средству (1). Прибегать - прибежать (1) = достигнуть какого-л. места бегом (1).
  2. До 8б. Серьгам. Бережёного. Тихом. Дарёному. Контора. Скупой. Комом. Бумага.
  3. До 12б. Знач.(1), источнеик заимств.(1), этим. знач. корня в языке-источн. (1), правопис. (1), удар. (1), осбен. произнош. (1), грам пометы (1), словообр. ряд к отд. словам (1), примеры СС и предл. (1), культ.-ист. коммент. (1), правила лекс. сочетаемости (1), энцикл. свед. о предмете (1).
  4. До 5б. О- (1). Ошибка, огрех (2). Наличие промаха, ошибки (1) в действии (1).
  5. До 6б. Да (1), только этимолог (1). Все (1) образ. от лат. (1) корня centum (1) = сто (1).
  6. До 4б. Вопрос. знак (1) + до 3б за доказат.
  7. До 20б. - точность понимания смысла пословицы-загадки и отдельных слов, правильность отгадки (5); композиционная стройность, логическая и смысловая завершенность (5); убедительность и достаточность аргументов (5); оригинальность и уместность жанра и формы (2); лексическое и синтаксическое богатство (2); личностный подход (1). Снимается по 1б за каждую фактическую, речевую, грамматическую, орфографическую и пунктуационную ошибку в пределах изученного материала. Эгоист.

 

 

ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

1 Восстановите высказывания, заполнив пропуски.

1) Буквосочетания дц, тц, тьспроизносятся как […], например: … , … , … .

2) Сочетания согласных сш, зшпроизносятся как […], например: … , … .

3) Сочетания согласных шч, сч, ссчпроизносятся как […], например: … , … , … .

 

2 Какой из паронимов-существительных уместен в предложенном словосочетании?

1) Черноглазая (черкеска, черкешенка);

2) деревянный (фронтит, фронтон);

3) квалифицированный (секретарь, секретер);

4) рыночная (конъектура, конъюнктура);

5) сладкая (лазурь, глазурь).

 

3 Определите, какие из слов имеют следующее строение: приставка-корень-суффикс-окончание.

Произведите морфемный разбор выбранных слов.

 

1) Безъязыкий, 2) полегоньку, 3) полуовальный, 4) возрос, 5) подсказка, 6) полюбивший,

7) прибой, 8) межконтинентальный, 9) заварочка, 10) достроен, 11) подраздел.

 

4 Восстановите слова, пропущенные в словообразовательном гнезде.

страховать-ся

страхова-ни[j-э]

страховать           … →           страховоч-н-ый

страхов-щик                         … →                       … →                           застраховывать-ся

… →                   перестраховывать-ся

… →                   перестрахов-к-а                     → перестрахов-щиц-а

5 Даны слова из «энтимологического» словаря Б.Ю.Нормана. Этот словарь предполагает неверные, но правдоподобные и неожиданные толкования слов. Известный лингвист отталкивается от их внешней формы.

Произведите словообразовательный разбор предложенных слов, учитывая их «новое» значение.

1) Батисфера – ‘сфера вмешательства отца в семейные дела’.

2) Заголовок – ‘затылок’.

3) Изверг – ‘действующий вулкан’.

4) Междуречье – ‘перерыв в заседании’.

5) Проигрыватель – ‘игрок-неудачник’.

6) Сомнение – ‘мнение коллектива’.

7) Тысячелистник – ‘толстый роман’.←

8) Экстаз – ‘таз, бывший в употреблении’.

9) Язычник – ‘лингвист’.

 

6 Определите род данных имен существительных и подчеркните ту часть, по которой он определяется.

1) Женщина- посол,   2) роман-исповедь, 3) каноэ-двойка, 4) кресло-кровать, 5) кафе-ресторан,

6) чудо-гриб,   7) платье-костюм,   8) ритм-гитара,   9) семинар-презентация, 10) план-задание.

 

7 Какие утверждения являются верными?

1) Отглагольное прилагательное возмужалый имеет краткую форму.

2) Существительное голосина относится к женскому роду.

3) Глагол разбежаться относится к первому спряжению.

4) Слово точно может быть прилагательным, наречием, союзом и частицей.

5) Отрицательное местоимение нечего не имеет формы именительного падежа.

6) Слово как может быть наречием, союзом и частицей.

7) Существительное путь является разносклоняемым.

8) Глагол разбить относится ко второму спряжению.

 

8 Найдите «четвертое лишнее», определив, какая из конструкций в каждом ряду не является словосочетанием.

1) Наименее удачный, чуть-чуть отдохнуть, зимний день, встретив незнакомца;

2) кто-нибудь из вас, несмотря на предосторожности, совсем не убедительно, благодаря за услугу;

3) начну верить, давайте поговорим, очень странный, два вопроса;

4) хмурое утро, побежал встретить, приказали забыть, вечер веселый.

 

9 Прочитайте стихотворение. Выполните задания, помещенные после него.

Старик

Прямо за деревнею, у лога,

Мимо набегающих берез,

Тянется небойкая дорога,

Круто уходя за перевоз.

От дороги той неподалеку,

В нависной, раскидистой тени

Рылстарик колодец светлоокий,

Долгие отсчитывая дни.

Жил он бобылем на белом свете.

Ни палат не нажил. Ни детей.

И спросили старого соседи:

– Для кого ты роешь?

– Для людей!

– Да? Но у людей своя дорога …

Ты-то вот один живешь в дому?

– Я один. А людям надо много.

Люди – это мы. По одному.

С. Островой.

 

1) Выпишите двусоставные неполные предложения.

2) Выпишите односоставное безличное предложение.

3) Выпишите односоставное неопределенно-личное предложение.

4) Выпишите слово-предложение.

 

10 Определите типы придаточных частей в сложноподчиненных предложениях. Укажите, союзом или союзным словом является слово как.

1) Ее руки поражали, как может удивлять высокий образ мыслей (Б.Пастернак).

2) Каждый вечер, как синь затуманится, как повиснет заря на мосту, ты идешь, моя бедная странница, поклониться любви и кресту (С.Есенин).

3) Кто знает, как мокра вода, как страшен холод лютый, тот не оставит никогда прохожих без приюта (С.Маршак).

4) Я недаром печальной слыву с той поры, как привиделся ты (А.Ахматова).

5) Все будет так, как я хочу (В.Высоцкий).

6) Боюсь тебя, боюсь ночей интимных, как жители японских городов боятся повторенья Хиросимы (В.Высоцкий).

7) Как ни тяжелы условия, они свое дело делают, и дело необыкновенное, замечательное (А.Чехов).

8) Я сегодня чувствую себя настолько счастливой, как никогда раньше не была счастлива (О.Добревич).

ОТВЕТЫ К ЗАДАНИЯМ

1 1) Буквосочетания дц, тц, тьспроизносятся как [ц], например: двадцать, отца, улыбаться.

2) Сочетания согласных сш, зшпроизносятся как [ш], например: несший, везший.

3) Сочетания согласных шч, сч, ссчпроизносятся как [ш’], например: веснушчатый, расчет, рассчитать.

2 1) Черкешенка, 2) фронтон, 3) секретарь, 4) конъюнктура, 5) глазурь.

3 Безъязык ий , возрос , подсказк а , прибой , межконтинентальный , достроен .

 

4

страховать-ся

страхова-ни[j-э]

страховать→     страхов-к-а →   страховоч-н-ый

страхов-щик

за-страховать →   застрахов-ыва- ть       → застраховывать-ся

перестрахов-ыва-ть→               перестраховывать-ся

пере-страховать →       перестрахов-к-а

                                        перестрахов-щик→     перестрахов-щиц-а

 

5 1) Батисфера ← батя + сфера (сложение).

2) Заголовок ← голова (приставочно-суффиксальный).

3) Изверг ← извергаться (бессуффиксный).

4) Междуреч[ й э ] ← речь (приставочно-суффиксальный).

5) Проигрыватель ← проигрывать (суффиксальный).

6) Сомнение ← мнение (приставочный).

7) Тысячелистник ← тысяча + лист (сложение с суффиксацией).

8) Экстаз ← таз (приставочный).

9) Язычник ← язык (суффиксальный).

 

6 1) Женщина-посол (ж.р.), 2) роман-исповедь (м.р.), 3) каноэ-двойка (ж.р.), 4) кресло-кровать (с.р.), 5) кафе-ресторан (м.р.), 6) чудо-гриб (м.р.), 7) платье-костюм (с.р.), 8) ритм-гитара (ж.р.),

9) семинар-презентация (м.р.), 10) план-задание (м.р.).

 

7 4), 5), 6), 7).

8 1) наименее удачный, 2) несмотря на предосторожности, 3) давайте поговорим, 4) вечер веселый.

9 1) Ни палат не нажил. Ни детей. Для людей. Но у людей своя дорога. Я один. По одному.

2) А людям надо много.

3) И спросили старого соседи.

4) Да?

10 1) Сравнительная, союз;

2) времени, союз;

3) изъяснительная, союзное слово;

4) определительная, союзное слово;

5) образа действия, союзное слово;

6) сравнительная, союз;

7) уступки, союзное слово;

8) меры и степени, союзное слово.

 

Задания олимпиады по русскому языку

7 класс

  1. Расставить ударения в словах:

танцовщица, диспансер, дремота, искра, квартал, красивейший, средства, христианин, щавель, газопровод. (10 б.)

  1. В каком ряду все слова состоят из 7 звуков?

1)     воробьи, перешьют, поставь;

2)     маячить, разрежьте, бурьян;

3)     увлечься, мальчонка, съешьте;

4)     объедки, уязвить, обжечься. (3 б.)

 

  1. Какими русскими по происхождению словами можно заменить заимствованные слова?

Интуиция, экстренный, шарм, абсурд, шеф.(10 б.)

  1. В каких случаях значение устаревшего слова истолковано неверно? Дайте правильное толкование.

1)     Ветрило – сильный ветер.

2)     Ланиты – часть доспехов древнерусского воина.

3)     Ферт – название буквы Ф.

4)     Кузен – двоюродный брат.

5)     Чело – голова.

6)     Конка – городской транспорт с конной тягой

7)     Челобитная – наказание.

8)     Наперсник – металлический колпачок, надеваемый на палец при шитье. (10 б.)

 

  1. Какие фразеологизмы используются в русском языке для характеристики людей по их внешнему виду, свойствам, качествам?

1)     О человеке, которого трудно заставить поверить чему-либо, убедить в чем-либо.

2)     О кротком, безобидном человеке.

3)     О человеке, на которого постоянно сваливают чужую вину, ответственность за чужой поступок.

4)     О человеке, который часто меняет свои решения.

5)     О человеке, который сам не пользуется чем-нибудь и другим не дает.

6)     Об очень худом, изможденном человеке. (6 б.)

  1. В каком ряду не все слова являются синонимами?

1)     узы, оковы, путы

2)     воображение, фантазия, вымысел

3)     усердие, одолжение, услуга

4)     холм, пригорок, возвышенность. (3 б.)

  1. Запишите слова, которые образуются, если прочитать в обратном порядке транскрипцию слов:

           Люк, ожог, киль, араб, краб.(10 б.)

  1. Какой частью речи могут быть данные слова? Составьте словосочетания с ними.

       строй, жгут, печь, ласково, стекло (10 б.)

  1. Найдите и исправьте речевые ошибки.

1)     Закрыв книгу, герои надолго остаются в нашей памяти.

2)     Благодаря сильным морозам погибли фруктовые деревья.

3)     Это был самый вернейший способ решения задачи.

4)     Он рассказал мне автобиографию своей жизни.

5)     Мы вновь смогли прочитать и насладиться лучшей поэмой Пушкина.

6)     Театр вмещает до пятисот пятидесяти зрителей. (10 б.)

 

 

  1. Запишите числа словами.

Библиотечный фонд лицея в 2011 году пополнился 3 846 книгами. (3 б.)

  1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

Темна с..бирская осе(н,нн)яя ноч.. близ Байкала. Мы (по)прежнему плывем (в)доль левого берега извил..стой и порож..стой реч..ки. Третий день (по)осе(н,нн)ему моросит мелкий (не)пр..кращающийся ни на минуту дождь. У нас шерст..ная одежда и непром..каемые кож..(н,нн)ые сапоги. Но все(таки) н..кому из нас (ни)как не удае(тся,ться) спастись от дождя. Он прон..кает (по)всюду не давая н..какой пощ..ды не ост..вляя ни одной сухой нитки. (Ни)куда от него (не)убежиш.. и (не)спряч..ся.

(С)права в..днею(тся,ться) крутые берега а (с)лев.. бе..конечной лентой тян..(тся,ться) зеленый лес. (К)ночи нужно об..зательно д..бра(тся,ться) до села а (в)переди ещ.. самый страшный перекат. Что(бы) пр..од..леть его нужно ра(с,сс)читать время с точност..ю до (пол)минуты. Вот он шумит. (Из)далека слыши(ться,тся) звер..(н,нн)ый рев его волн.

            Из(за) шума ветра мы (со)всем (не)зам..чаем как подходим к перекату почти (в)плотную.

            Через (не)сколько секунд перекат свирепо грохоч..щий остается уже где(то) (с)зади. (25 б.)

Максимальное количество баллов – 100

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы на задания олимпиады по русскому языку

7        класс

 

1. Расставить ударения в словах:

танцовщица, диспансер, дремота, искра, квартал, красивейший, средства, христианин, щавель, газопровод. (10 б.)

     Ответ: ТанцОвщица, диспансЕр, дремОта, Искра, квартАл. красИвейший, срЕдства, христианИн, ЩавЕль, газопровОд.

 

2. В каком ряду все слова состоят из 7 звуков?

5)     воробьи, перешьют, поставь;

6)     маячить, разрежьте, бурьян;

7)     увлечься, мальчонка, съешьте;

8)     объедки, уязвить, обжечься. (3 б.)

Ответ: 4)объедки, уязвить, обжечься.

  1. Какими русскими по происхождению словами можно заменить заимствованные слова?

Интуиция, экстренный, шарм, абсурд, шеф. (10 б.)

Ответ:   интуиция – чутье, проницательность; экстренный – срочный, спешный; шарм – обаяние, очарование; абсурд – бессмыслица, нелепость; шеф – начальник, глава.

  1. В каких случаях значение устаревшего слова истолковано неверно? Дайте правильное толкование.

1)  Ветрило – сильный ветер.

2)  Ланиты – часть доспехов древнерусского воина.

3)  Ферт – название буквы Ф.

4)  Кузен – двоюродный брат.

5)  Чело – голова.

6)  Конка – городской транспорт с конной тягой.

7)  Челобитная – наказание.

8)  Наперсник – металлический колпачок, надеваемый на палец при шитье. (10 б)

Ответ: 1) Ветрило – парус. 2) Ланиты – щеки. 5) Чело – лоб. 7) Челобитная – письменная просьба в древней Руси с XIV века. 8)Наперсник – любимец ,пользующийся всеобщим доверием.

  1. Какие фразеологизмы используются в русском языке для характеристики людей по их внешнему виду, свойствам, качествам? (6 б.)

7)     О человеке, которого трудно заставить поверить чему-либо, убедить в чем-либо.

Ответ: Фома неверующий.

8)     О кротком, безобидном человеке.

Ответ: мухи не обидит.

9)     О человеке, на которого постоянно сваливают чужую вину, ответственность за чужой поступок.

Ответ: козел отпущения.

10)О человеке, который часто меняет свои решения.

Ответ: семь пятниц на неделе.

11)О человеке, который сам не пользуется чем-нибудь и другим не дает.

Ответ: собака на сене.

12)Об очень худом, изможденном человеке.

Ответ: кожа да кости.

  1. В каком ряду не все слова являются синонимами?

5)     узы, оковы, путы

6)     воображение, фантазия, вымысел

7)     усердие, одолжение, услуга

8)     холм, пригорок, возвышенность. (3 б.)

Ответ: 3)усердие, одолжение, услуга.

  1. Запишите слова, которые образуются, если прочитать в обратном порядке транскрипцию слов:

           Люк, ожог, киль, араб, краб. (10 б.)

Ответ: Куль, кожа, лик, пара, парк

 

  1. Какой частью речи могут быть данные слова? Составьте словосочетания с ними.

строй, жгут, печь, ласково, стекло (10 б.)

Ответ: строй – глагол, существительное; жгут – глагол, существительное; печь– глагол, существительное; ласково – наречие, краткое прилагательное;стекло – существительное, глагол.

Строй солдат, строй дом; жгут сено, медицинский жгут; печь хлеб, русская печь; ласково сказать, море ласково; чистое стекло, стекло по руке.

  1. Найдите и исправьте речевые ошибки.

7)     Закрыв книгу, герои надолго остаются в нашей памяти.

8)     Благодаря сильным морозам погибли фруктовые деревья.

9)     Это был самый вернейший способ решения задачи.

10)Он рассказал мне автобиографию своей жизни.

11)Мы вновь смогли прочитать и насладиться лучшей поэмой Пушкина.

12)Театр вмещает до пятисот пятидесяти зрителей. (10 б.)

Ответ: 1. Когда закрываешь книгу, герои надолго остаются в нашей памяти.2. Из-за сильных морозов погибли фруктовые деревья.3. Это был самый верный способ решения задачи.4. Он рассказал мне автобиографию.5. Мы вновь смогли прочитать лучшую поэму Пушкина и насладиться ею.

  1. Запишите числа словами.

Библиотечный фонд лицея в 2011 году пополнился 3 846 книгами. (3 б.)

Ответ: в две тысячи одиннадцатом, тремя тысячами восемьюстами сорока шестью.

 

  1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

Темна сибирская осенняя ночь близ Байкала. Мы по-прежнему плывем вдоль левого берега извилистой и порожистой речки. Третий день по-осеннему моросит мелкий, не прекращающийся ни на минуту дождь. У нас шерстяная одежда и непромокаемые кожаные сапоги. Но все-таки никому из нас никак не удается спастись от дождя. Он проникает повсюду, не давая никакой пощады, не оставляя ни одной сухой нитки. Никуда от него не убежишь и не спрячешься.

Справа виднеются крутые берега, а слева бесконечной лентой тянется зеленый лес. К ночи нужно обязательно добраться до села, а впереди еще самый страшный перекат. Чтобы преодолеть его, нужно рассчитать время с точностью до полминуты. Вот он шумит. Издалека слышится звериный рев его волн.

            Из-за шума ветра мы совсем не замечаем, как подходим к перекату почти вплотную.

            Через несколько секунд перекат, свирепо грохочущий, остается уже где-то сзади.

(25 б.)

Максимальное количество баллов – 100

 

ЗАДАНИЯ

для проведения городской, районной олимпиады по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература»

8-9 класс

Русский язык

Задание 1. Поставьте ударение в выделенных словах текста.

            Ваше намерение ходатайствовать об обеспечении паблисити наших товаров и услуг является донельзя актуальным. Многие компании реализуют наши товары втридорога. В свете последних договоров с фирмами наш уставный капитал должен давать стабильный прирост. Мы намерены премировать лучших инженеров, аудиторов и представителей менеджмента, участвующих в упрочении нашего производства.

Задание 2. Как называются слова, данные в скобках? Образуйте словосочетания, выбирая из скобок подходящее по смыслу слово:

1) племя (военное/воинственное) _______________________________________________;

2) чернила (водяные/ водянистые) ____________________________________________;

3) вред (неисправимый/непоправимый) _________________________________________;

4) замечание (дельное, деловое) ________________________________________________;

5) мировоззрение (идеальное/ идеалистическое) ________________________________;

6) единство (органичное/органическое) ______________________________________;

7) отчёт (представить/ предоставить) _________________________________________;

8) поступок (логичный/логический)__________________________________________.

Задание 3. Вспомните имена собственные библейского (мифологического) происхождения и восстановите следующие фразеологизмы:

1)      Возродиться, как _______________, из пепла.

2)      _______________ узел.

3)      _______________ меч.

4)      Двуликий _____________ .

5)      ______________ поцелуй (сущ.).

6)      Ящик ________________ .

7)      __________________ конюшни.

8)      __________________ нить.

Задание 4. Впишите данные слова в таблицу в соответствии с их морфемным составом: управление, лисий, загорелся, нервничать, обновление, окружён, выравнивая, соприкоснувшись, отказ, сшитый.

 

Приставка(и)

Корень

Суффикс(ы)

Окончание

Постфикс

Словообразовательные

Формообразовательные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 5. Определите способ образования следующих слов, указав слова, от которых они образованы:

1)      предъюбилейный   ← ___________________________ (_______________________);

2)      постройка   ← ________________________________ (_______________________);

3)      полив   ← ____________________________________ (_______________________ );

4)      изголовье   ← ­­­­­­­­­­­­­­­­­_________________________________(________________________);

5)      дорогостоящий ← ___________________________ (________________________).

Задание 6. В скобках запишите частеречную принадлежность выделенных в предложениях слов.

1) Смех начинал разбирать всё (_________________) больше и больше. 2) К утру погода разгулялась, и опять всё стало просто (_________________). 3) Звери ближе – охотнику всё тревожнее (_________________). 4)Человек долго стоял, видимо, делал усилия понять явление света внутри (_________________) тёмного леса. 5) Ночь стала ещё темнее (___________________). 6) Старик, имея много дел, в иные книги не глядел.

Задание 7. Выполните следующие задания:

а) продолжите определение «Слова-предложенияэто _____________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________».

б) среди выделенных курсивом предложений найдите слова-предложения и запишите их номера в область ответов.

1) «Вам придётся идти пешком?» – «Да, конечно». 2) «Будешь вовремя?» – «Буду». 3) «Твой отец – врач?» – «Врач». 4) «Опять уголь разгружали?» – «Ага».5) «Я зайду к вам завтра». – «Хорошо», – сказала Таня. 6) «Ах, витязь, то была Наина». – «Я к ней». 7) «Значит, ты никогда не жалуешься?» – «Нет». 8) «Всё получилось?» – «Конечно». 9) «Ты едешь сегодня?» – «Завтра».

Ответ:

в) поясните, почему выделенное в данной ниже синтаксической конструкции предложение не может быть словом-предложением:

«Ты кто по национальности?» – «Белорус».

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Литература

Задание 8. Соотнесите литературные термины с их определениями.

А. Юмор

  1. Драматическое произведение, изображающее такие жизненные положения и характеры, которые вызывают смех.

Б. Сарказм

  1. Предельное преувеличение, основанное на причудливом сочетании фантастического и реального, ужасного и смешного; сгущение сатирического изображения явлений, предметов, людей.

В. Сатира

  1. Наиболее беспощадное осмеяние несовершенства мира, человеческих пороков.

Г. Гротеск

  1. Едкая, язвительная насмешка.

Д. Комедия

  1. Весёлая, добродушная насмешка над кем-либо или чем-либо.

Область ответа: А__Б__В__Г__Д__

 

Задание 9. Впишите в таблицу недостающие сведения.

 

Название произведения

Автор

Жанр

Главный герой/герои

 

 

рассказ

Иона

«Ромео и Джульетта»

 

 

 

 

Н.А.Некрасов.

 

Княгиня Трубецкая

 

 

 

Алеко

 

Задание 10. Восстановите известный вам текст литературного произведения. Как называется произведение? Кто его автор? К какому жанру относится?

           Во дни …, во дни … раздумий о … моей родины,− ты один мне поддержка и опора, о великий, …, … и ... русский язык! Не будь тебя – как не впасть в … при виде всего, что свершается …? Но нельзя верить, чтобы такой … не был дан … народу!

 

 

7 класс

 

1. Поставьте ударение в следующих словах: звонят, диспансер, каталог, некролог, принудить, танцовщик, ходатайство, симметрия, обеспечение, экспертный.

(Максимум 5 баллов)

 

2. Звуки этого слова вы узнаете, взяв последний звук от слова зверь, 2-й звук - от слова пятно, звук, который повторяется дважды в слове вокруг, и безударный гласный от слова свекла. Какое слово у вас получилось? Подберите к нему не меньше 4 однокоренных слов.

(Максимум 4 балла.)

 

3. Прочитайте отрывок из стихотворения Н.Суворова «Хлеб». В каком значении употреблено в нём слово «хлеб»? Найдите слово, употреблённое в стихотворении в прямом и переносном смысле. Дайте толкование этим словам.

           Воспоминанья о былом

           Мы ворошим теперь всё реже.

           И за обеденным столом

           Не делим хлеб, а просто режем.

           Притом забыв про нож неострый,

           Ворчим, что хлеб немного чёрствый.

           А сами, может, в этот час

Черствей его во много раз.                           (Максимум 4 балла)

4. Человек под фразеологическим микроскопом. Вспомните, какие фразеологизмы используются в русском языке для характеристики людей по их внешнему виду, свойствам и качествам.

  1. Человек очень высокого роста.
  2. Очень умный человек.
  3. Опытный, бывалый, много испытавший человек.
  4. Слишком откровенный, прямодушный по характеру человек.
  5. Пышущий здоровьем человек                     (Максимум 5 баллов)

 

5.Разберите слова по составу:

всадник, сближение, устланный, растерялся, полёт, нёс, изначально, расколоть, какой – нибудь, огурчик.              (Максимум 10 баллов)

 

6. Чем   отличаются оливы от маслин (речь идет о дереве, а не о его плодах)? (Максимум 4 балла)

        

7. Составьте предложения со словами: пасть, уж, три – так, чтобы эти слова были разными частями речи.     (Максимум 6 баллов)

 

8. В следующем стихотворном отрывке определите синтаксическую роль выделенных слов.     К какой части речи их можно отнести?   (Максимум 4 балла)

                                                             Только мама за порог,

         Малыши с кровати – скок,

                                                             Стулья – хвать,

                                                             Подушки – хвать

                                                             И давай воевать!

 

9.Исправьте словосочетания там, где это необходимо.

Приехать с Москвы, прийти со школы, ехать в Камчатку, выйти с поезда, сойти с поезда, примчаться с дачи, кушать на кухне.     (Максимум 7 баллов)

Творческое задание

10. Составьте путеводитель Мечтателя по любимому вами городу.

(Максимум 15 баллов)

 

Максимальное количество баллов - 64

 

7 класс. Ответы на вопросы

 

1. Звонят, диспансер, каталог, некролог, принудить, танцовщик, ходатайство, симметрия, обеспечение, экспертный. По 0,5 б. за каждое слово. Макс. 5 баллов.

  1. [р`ика]   2 балла за составленное слово, 2 балла за однокоренные слова.   Макс. 4 балла.

3. Слово «хлеб» многозначное, в толковом словаре указаны следующие значения:

1) пищевой продукт, выпекаемый из муки (черный хлеб); 2) этот продукт в виде выпеченного изделия какой-либо формы (круглый хлеб); 3) зерно, из которого делают муку (заготовка хлеба); 4) хлебный злак (озимые хлеба); 5) пища, пропитание (заработать на хлеб); 6) средства к существованию (добывать хлеб, хлеб насущный). В данном тексте слово употребляется в 1-ом значении.

В переносном значении употреблено слово «черствый» - не отзывчивый, бездушный.

3 балла за толкование слова «хлеб», 1 балл за комментарий к слову в переносном значении

 Макс. 4 балла.

 

4. Верста коломенская, ума палата, стреляный воробей (на мякине не проведешь), душа нараспашку, кровь с молоком (по 1 б. за каждый фразеологизм)   Макс. 5 баллов.

 

5. Всадник-0 , с-ближ-ений- э, у- стл- а-нн-ый, рас-тер-я-л-0-ся, по-лёт-0   , нёс-0-0   , из-началь-н-о, рас-кол-о-ть, как-ой-нибудь,огурч-ик-0            (по 1 б. за каждое слово)     Макс. 10 баллов.

 

6. Различаются происхождением: олива – заимствованное слово, маслина – исконно русское.

Лексическое значение одинаковое, т.к. они произошли от одного слова «масло» (по 2 б.)

   Макс. 4 балла.

 

7. Пасть – существительное и глагол в инфинитиве, уж – частица и существительное, три – числительное и глагол в повелительном наклонении.

   Макс. 6 баллов.

 

8. Выделенные слова – глагольные междометия со значением мгновенного действия, т.е. их можно отнести к глаголам. Синтаксическая роль – глагольное сказуемое.

Определение части речи - 2 б., синтаксическая роль - 2 б.

   Макс. 4 балла.

 

9. Приехать из Москвы, прийти из школы, ехать на Камчатку, выйти из поезда, сойти с поезда, примчаться с дачи, кушать на кухне.(по 1 б.)

   Макс. 7 баллов.

 

10. Критерии оценки творческого задания

Мини-сочинение оценивается следующим образом:

  • глубина и самостоятельность в раскрытии темы (максимально 3 балла, если тема раскрыта полно и глубоко, учащийся проявил самостоятельность и в отборе языкового материала, и в выстраивании самого текста);
  • композиционная стройность, логичность, последовательность изложения (максимально 3 балла);
  • оправданная образность языка и оригинальность стиля (максимально 3 балла);
  • эстетический вкус, соответствие содержания и языковых средств жанру сочинения (максимально 3 балла);
  • соблюдение речевых норм (максимально 3 балла соответственно школьной шкале: «5» - 3 балла; «4» - 2 балла; «3» - 1 балл; «2» - 0 баллов).

Макс. 15 баллов.

 

Максимальное количество баллов - 64

Задания  олимпиады по русскому языку

7 класс

  1. Расставить ударения в словах:

танцовщица, диспансер, дремота, искра, квартал, красивейший, средства,  христианин, щавель, газопровод.

(10 б.)

 

  1. В каком ряду все слова состоят из 7 звуков?

1)      воробьи, перешьют, поставь;

2)      маячить, разрежьте, бурьян;

3)      увлечься, мальчонка, съешьте;

4)      объедки, уязвить, обжечься.

(3 б.)

 

  1. Какими русскими по происхождению словами можно заменить заимствованные слова?

Интуиция, экстренный, шарм, абсурд, шеф.

(10 б.)

 

  1. В каких случаях значение устаревшего слова истолковано неверно? Дайте правильное толкование.

1)      Ветрило – сильный ветер.

2)      Ланиты – часть доспехов древнерусского воина.

3)      Ферт – название буквы Ф.

4)      Кузен – двоюродный брат.

5)      Чело – голова.

6)      Конка – городской транспорт с конной тягой

7)      Челобитная – наказание.

8)      Наперсник – металлический колпачок, надеваемый на палец при шитье.

(10 б.)

 

  1. Какие фразеологизмы используются в русском языке для характеристики людей по их внешнему виду, свойствам, качествам?

1)      О человеке, которого трудно заставить поверить чему-либо, убедить в чем-либо.

2)      О кротком, безобидном человеке.

3)      О человеке, на которого постоянно сваливают чужую вину, ответственность за чужой поступок.

4)      О человеке, который часто меняет свои решения.

5)      О человеке, который сам не пользуется чем-нибудь и другим не дает.

6)      Об очень худом, изможденном человеке.

(6 б.)

  1. В каком ряду не все слова являются синонимами?

1)      узы, оковы, путы

2)      воображение, фантазия, вымысел

3)      усердие, одолжение, услуга

4)      холм, пригорок, возвышенность.

(3 б.)

 

 

  1. Укажите слова, морфемный состав которых не соответствует схеме    

1)      вымокнув, по-медвежьи, похвала, посмешище, плавление

2)      заглянуть, булочник, поумнее, доросший, местность.

(10 б.)

 

  1. Какой частью речи могут быть данные слова? Составьте словосочетания с ними.

строй, жгут, печь, ласково, стекло

(10 б.)

 

  1. Найдите и исправьте речевые ошибки.

1)      Закрыв книгу, герои надолго остаются в нашей памяти.

2)      Благодаря сильным морозам погибли фруктовые деревья.

3)      Это был самый вернейший способ решения задачи.

4)      Он рассказал мне автобиографию своей жизни.

5)      Мы вновь смогли прочитать и насладиться лучшей поэмой Пушкина.

6)      Театр вмещает до пятисот пятидесяти зрителей.

(10 б.)

 

  1. Запишите числа словами.

Библиотечный фонд лицея в 2011 году пополнился 3 846 книгами.

(3 б.)

 

  1.  Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

Темна с..бирская осе(н,нн)яя ноч.. близ Байкала. Мы (по)прежнему плывем (в)доль левого берега извил..стой и порож..стой реч..ки. Третий день (по)осе(н,нн)ему моросит мелкий (не)пр..кращающийся ни на минуту дождь. У нас шерст..ная одежда и непром..каемые кож..(н,нн)ые сапоги. Но все(таки) н..кому из нас (ни)как не удае(тся,ться) спастись от дождя. Он прон..кает (по)всюду не давая н..какой пощ..ды не ост..вляя ни одной сухой нитки. (Ни)куда от него (не)убежиш.. и (не)спряч..ся.

(С)права в..днею(тся,ться) крутые берега а (с)лев..  бе..конечной лентой тян..(тся,ться) зеленый лес. (К)ночи нужно об..зательно д..бра(тся,ться) до села а (в)переди  ещ.. самый страшный перекат. Что(бы) пр..од..леть его нужно ра(с,сс)читать время с точност..ю до (пол)минуты. Вот он шумит. (Из)далека слыши(ться,тся) звер..(н,нн)ый рев его волн.

            Из(за) шума ветра мы  (со)всем  (не)зам..чаем как подходим к перекату почти (в)плотную.

            Через  (не)сколько секунд перекат свирепо  грохоч..щий остается уже где(то) (с)зади.

(25 б.)

 

Максимальное количество баллов – 100

 

 

Ответы на задания олимпиады по русскому языку

7 класс

  1. Расставить ударения в словах:

танцовщица, диспансер, дремота, искра, квартал, красивейший, средства, христианин, щавель, газопровод.

(10 б.)

Ответ: танцОвщица, диспансЕр, дремОта, Искра. квартАл, красИвейший, срЕдства, христианИн, щавЕль, газопровОд,

  1. В каком ряду все слова состоят из 7 звуков?

1)      воробьи, перешьют, поставь;

2)      маячить, разрежьте, бурьян;

3)      увлечься, мальчонка, съешьте;

4)      объедки, уязвить, обжечься.

(3 б.)

Ответ: 4)объедки, уязвить, обжечься.

 

  1. Какими русскими по происхождению словами можно заменить заимствованные слова?

Интуиция, экстренный, шарм, абсурд, шеф.

(10 б.)

Ответ: интуиция – чутье, проницательность;

экстренный – срочный, спешный;

шарм – обаяние, очарование;

абсурд – бессмыслица, нелепость;

шеф – начальник, глава.

  1. В каких случаях значение устаревшего слова истолковано неверно? Дайте правильное толкование.

1)      Ветрило – сильный ветер.

2)      Ланиты – часть доспехов древнерусского воина.

3)      Ферт – название буквы Ф.

4)      Кузен – двоюродный брат.

5)      Чело – голова.

6)      Конка – городской транспорт с конной тягой

7)      Челобитная – наказание.

8)      Наперсник – металлический колпачок, надеваемый на палец при шитье.

(10 б.)

Ответ:

1)   Ветрило – парус.

2)   Ланиты – щеки.

           5) Чело – лоб.

7) Челобитная – письменная просьба в древней Руси с XIV века.

8)Наперсник – любимец ,пользующийся всеобщим доверием.

 

  1. Какие фразеологизмы используются в русском языке для характеристики людей по их внешнему виду, свойствам, качествам?

(6 б.)

 

1)      О человеке, которого трудно заставить поверить чему-либо, убедить в чем-либо.

Ответ: Фома неверующий.

2)      О кротком, безобидном человеке.

Ответ: мухи не обидит.

 

3)      О человеке, на которого постоянно сваливают чужую вину, ответственность за чужой поступок.

Ответ: козел отпущения.

 

4)      О человеке, который часто меняет свои решения.

Ответ: семь пятниц на неделе.

 

5)      О человеке, который сам не пользуется чем-нибудь и другим не дает.

Ответ: собака на сене.

 

6)      Об очень худом, изможденном человеке.

Ответ: кожа да кости.

  1. В каком ряду не все слова являются синонимами?

1)      узы, оковы, путы

2)      воображение, фантазия, вымысел

3)      усердие, одолжение, услуга

4)      холм, пригорок, возвышенность.

(3 б.)

Ответ: 3)усердие, одолжение, услуга.

  1. Укажите слова, морфемный состав которых не соответствует схеме    

1)      вымокнув, по-медвежьи, похвала, посмешище, плавление

2)      заглянуть, булочник, поумнее, доросший, местность.

(10  б.)

Ответ:

1)вымокнув, по-медвежьи, похвала, плавлении

2)заглянуть, булочник, поумнее, местность.

 

  1. Какой частью речи могут быть данные слова? Составьте словосочетания с ними.

строй, жгут, печь, ласково, стекло

(10 б.)

Ответ: строй – глагол, существительное;

жгут – глагол, существительное;

печь– глагол, существительное;

ласково – наречие, краткое прилагательное;

стекло – существительное, глагол.

 

Строй солдат, строй дом; жгут сено, медицинский жгут; печь хлеб, русская печь; ласково сказать, море ласково; чистое стекло, стекло по руке.

 

  1. Найдите и исправьте речевые ошибки.

1)      Закрыв книгу, герои надолго остаются в нашей памяти.

2)      Благодаря сильным морозам погибли фруктовые деревья.

3)      Это был самый вернейший способ решения задачи.

4)      Он рассказал мне автобиографию своей жизни.

5)      Мы вновь смогли прочитать и насладиться лучшей поэмой Пушкина.

6)      Театр вмещает до пятисот пятидесяти зрителей.

(10 б.)

Ответ:

1)      Когда закрываешь книгу, герои надолго остаются в нашей памяти.

2)      Из-за сильных морозов погибли фруктовые деревья.

3)      Это был самый верный способ решения задачи.

4)      Он рассказал мне автобиографию.

5)      Мы вновь смогли прочитать лучшую поэму Пушкина и насладиться ею.

  1. Запишите числа словами.

Библиотечный фонд лицея в 2011 году пополнился 3 846 книгами.

(3 б.)

Ответ: в две тысячи одиннадцатом,

тремя тысячами восемьюстами сорока шестью.

 

  1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

Темна сибирская осенняя ночь близ Байкала. Мы по-прежнему плывем вдоль левого берега извилистой и порожистой речки. Третий день по-осеннему моросит мелкий, не прекращающийся ни на минуту дождь. У нас шерстяная одежда и непромокаемые кожаные сапоги. Но все-таки никому из нас никак не удается спастись от дождя. Он проникает повсюду, не давая никакой пощады, не оставляя ни одной сухой нитки. Никуда от него не убежишь и не спрячешься.

Справа виднеются крутые берега, а слева бесконечной лентой тянется зеленый лес. К ночи нужно обязательно добраться до села, а впереди еще самый страшный перекат. Чтобы преодолеть его, нужно рассчитать время с точностью до полминуты. Вот он шумит. Издалека слышится звериный рев его волн.

            Из-за шума ветра мы совсем не замечаем, как подходим к перекату почти вплотную.

            Через несколько секунд перекат, свирепо грохочущий, остается уже где-то сзади.

(25 б.)

Максимальное количество баллов – 100

Олимпиада по русскому языку в 7 классе

 

  1. (1 балл) С какой частью речи не употребляются предлоги?

1)  Причастие; 2) имя прилагательное; 3) местоимение; 4)глагол; 5)имя числительное.

  1. (6 баллов) Какими русскими словами-синонимами можно заменить заимствованные слова?
    Трасса, дискуссия, авеню, маэстро, фиаско, шеф.
  2. (2 балла)В какой из приведенных пар фразеологизмов отношения иные, чем в остальных?
    Тертый калач – стреляный воробей,
    два сапога пара – одного поля ягоды,
    ни рыба ни мясо – ни богу свечка ни черту кочерга,
    сесть на мель – сесть в калошу,
    что есть духу – во все лопатки.
  3. (10 баллов) Решите орфографическую задачу. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

      Непр…тязательный вкус, пр…бывать за границей, дружить со сверс…никами, непр…одолимый страх, их ровес…ники, искать пр…станища, пр…ломление лучей в воде, непр…ходящие ценности, непр…хотливое животное, камень пр…ткновения

  1. (5 баллов)К каким частям речи относятся слова?

Пять, пятеро, пятый, пятерочка, пятка, впятером

  1. (5 баллов) Прочитайте отрывок из школьного сочинения.

Человек сам может выбрать свой дом согласно собственных принципов: кто-то выберет для себя небольшую квартиру, там уютно, кто-то предпочтёт мегаполису деревню и будет жить в собственном доме, потому что он с природой близок.

Укажите в тексте все грамматические ошибки и недочёты. Объясните, в чём заключаются эти ошибки. Перепишите отрывок сочинения без ошибок и недочётов, сохранив в целом первоначальный смысл.

 

  1. (5 баллов) Прочитайте текст орфографического правила.

Чтобы правильно написать гласные в суффиксах ˂….˃ и ˂….˃, надо просклонять существительные с этими суффиксами. Если ˂….˃ный звук выпадает, то в суффиксе надо писать букву ˂….˃, если ˂….˃ный звук не выпадает, то в суффиксе надо писать букву ˂….˃ .

1. Восстановите школьное орфографическое правило: вставьте пропущенные фрагменты.

2. Сформулируйте название этого орфографического правила

3. Приведите примеры его использования.

 

  1. (1 балл) В придуманном слове (или в сочетании слов) посредством перестановки букв местами (анаграммирования) зашифрован лингвистический термин. Пример: эфиоп Яро (орфоэпия).

Разгадайте зашифрованный в анаграмме лингвистический термин врастапки.

 

  1. (6 баллов) Прочитайте фрагменты текстов и определите лексическое значение подчёркнутых слов. (Текст переводить не требуется.)

1) Человѣци подобни суть облакомъ, иногда въ ино мѣсто воздухомъ носими.

2) Цесарь же осклабися, зря на нь, и повелѣ ему, да будеть въ гребцех его. Милошане же зане носиша и на руках и цесарскою чьстию чтиша и, бьени быша.

 

Максимальный балл за все выполненные задания- 41

 

Олимпиада по русскому языку в 7 классе (ответы)

 

 

  1. (1 балл) С какой частью речи не употребляются предлоги?

2)     Причастие; 2) имя прилагательное; 3) местоимение; 4)глагол; 5)имя

    числительное.

 

Ответ: глагол

 

  1. (6 баллов) Какими русскими словами-синонимами можно заменить заимствованные слова?
    Трасса, дискуссия, авеню, маэстро, фиаско, шеф.

Ответ

Трасса- дорога

дискуссия- обсуждение, рассмотрение, спор

авеню- улица, проспект, аллея

маэстро- музыкант

фиаско- провал, проигрыш, несчастие, крах, неудача, крушение, гибель

шеф- глава, начальник, руководитель, хозяин, директор.

 

  1. (2 балла)В какой из приведенных пар фразеологизмов отношения иные, чем в остальных?
    Тертый калач – стреляный воробей,
    два сапога пара – одного поля ягоды,
    ни рыба ни мясо – ни богу свечка ни черту кочерга,
    сесть на мель – сесть в калошу,
    что есть духу – во все лопатки.

Ответ

Все пары фразеологизмов, кроме СЕСТЬ НА МЕЛЬ – СЕСТЬ ВКАЛОШУ, — синонимы. Сесть на мель – попасть в трудное положение, а сесть в калошу – поставить себя в неловкое положение

  1. (10 баллов) Решите орфографическую задачу. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

      Непр…тязательный вкус, пр…бывать за границей, дружить со сверс…никами, непр…одолимый страх, их ровес…ники, искать пр…станища, пр…ломление лучей в воде, непр…ходящие ценности, непр…хотливое животное, камень пр…ткновения

Ответ:

Непритязательный вкус, пребывать за границей, дружить со сверстниками, непреодолимый страх, их ровесники, искать пристанища, преломление лучей в воде, непреходящие ценности, неприхотливое животное, камень преткновения

 

  1. (5 баллов)К каким частям речи относятся слова?

Пять, пятеро, пятый, пятерочка, пятка, впятером

Ответ: Пять-числит, пятеро-числит, пятый-числит, пятерочка-сущ, пятка-сущ, впятером-наречие

 

  1. (5 баллов) Прочитайте отрывок из школьного сочинения.

Человек сам может выбрать свой дом согласно собственных принципов: кто-то выберет для себя небольшую квартиру, там уютно, кто-то предпочтёт мегаполису деревню и будет жить в собственном доме, потому что он с природой близок.

Укажите в тексте все грамматические ошибки и недочёты. Объясните, в чём заключаются эти ошибки. Перепишите отрывок сочинения без ошибок и недочётов, сохранив в целом первоначальный смысл.

 

Критерии и ответы

  1. А. «согласно… принципов» – грамматическая ошибка.

Предлог «согласно» требует д. п.

Б. «близок с природой» – грамматическая ошибка. Требуется другое управление: близок к природе.

В. «он с природой близок» – грамматическая ошибка. Неоправданная инверсия дополнения.

2. Человек сам может выбрать свой дом согласно собственным принципам: кто-то выберет для себя небольшую квартиру (ему там уютно), кто-то предпочтёт мегаполису деревню и будет жить в собственном доме, потому что он душой близок к природе.

 

 

За каждую найденную и удовлетворительно объяснённую ошибку по 1 баллу. 2. За переписанный отрывок, в котором исправлены замеченные и не допущены новые ошибки, – 2 балла. Всего 5 баллов.

 

  1. (5 баллов) Прочитайте текст орфографического правила.

Чтобы правильно написать гласные в суффиксах ˂….˃ и ˂….˃, надо просклонять существительные с этими суффиксами. Если ˂….˃ный звук выпадает, то в суффиксе надо писать букву ˂….˃, если ˂….˃ный звук не выпадает, то в суффиксе надо писать букву ˂….˃ .

1. Восстановите школьное орфографическое правило: вставьте пропущенные фрагменты. 2. Сформулируйте название этого орфографического правила

3. Приведите примеры его использования.

 

Критерии и ответы

Чтобы правильно написать гласные в суффиксах -ЕК- и -ИК-, надо просклонять существительные с этими суффиксами. Если ГЛАСНЫЙ звук выпадает, то в суффиксе надо писать букву Е, если ГЛАСНЫЙ звук не выпадает, то в суф- фиксе надо писать букву И . Правило называется: правописание гласных в суффиксах существитель- ных -ЕК- и -ИК-. Примеры: замочек (замочка); перчик (перчика).

1. За верно восстановленное правило – 2 балла.

2. За адекватное название правила – 2 балла.

3. За достаточное количество примеров его использования – 1 балл. Всего 5 баллов.

 

 

  1. (1 балл) В придуманном слове (или в сочетании слов) посредством перестановки букв местами (анаграммирования) зашифрован лингвистический термин. Пример: эфиоп Яро (орфоэпия).

Разгадайте зашифрованный в анаграмме лингвистический термин врастапки.

 

Критерии и ответы

Приставка. Всего 1 балл.

 

 

  1. (6 баллов) Прочитайте фрагменты текстов и определите лексическое значение подчёркнутых слов. (Текст переводить не требуется.)

1) Человѣци подобни суть облакомъ, иногда въ ино мѣсто воздухомъ носими.

2) Цесарь же осклабися, зря на нь, и повелѣ ему, да будеть въ гребцех его. Милошане же зане носиша и на руках и цесарскою чьстию чтиша и, бьени быша.

 

 

Критерии и ответы

1) Носими – носимы от носить: мчать, увлекать с собой силой своего движения (о буре, ветре, воздухе) (3 балла)

2) Носиша – носили. Носити на рукахъ – проявлять к кому-либо большое внимание (3 балла). Всего 6 баллов.

 

 

ОЛИМПИАДА

РУССКИЙ ЯЗЫК

7 КЛАСС

1 этап

№1. Выделите грамматические основы в тексте. Сколько простых предложений в нём содержится?

Вдруг лебедей метнулась пара…
Не знаю чья была вина…
Закат замлел над дымкой пара
Алея  как поток вина.
В. Брюсов.

 

№2. Какое лингвистическое явление использовано в рифме стихотворения (смотри текст задания №1)? Раскройте содержание этого термина?

 

№3. Перепишите первую строку текста задания №1. Какие звуки передаёт буква Е в словах первой строки текста?

 

№4. Запишите словами следующие сочетания и сложные слова. Назовите два самых длинных слова: на 385-й день, 86-копеечный, 56-процентный, 42-градусный, 30-тонка, 250-летие.

 

№5. Объясните лексическое значение выделенных слов в тексте. Являются ли эти значения прямыми или переносными. Докажите своё решение.

Но свежее пахнет зеленями

Молодой озябший чернозем,

И струится чище над полями

Звездный свет в молчании ночном.

И. Бунин.

 

№6. Докажите, что фраза (Не) (за) чем вот здесь прятаться имеет несколько вариантов орфографического и пунктуационного решения,  а значит, и неодинакового понимания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОТВЕТЫ     ОЛИМПИАДА    РУССКИЙ ЯЗЫК   7 КЛАСС

1 этап      

№1. Выделите грамматические основы в тексте. Сколько простых предложений в нем содержится? (4 простых предложений).

Вдруг лебедей метнулась пара… (метнулась пара)
Не знаю, чья была вина… (не знаю; была вина)
Закат замлел за дымкой пара, (закат замлел)
Алея, как поток вина.

В. Брюсов. 3 балла

№2. Какое лингвистическое явление использовано в рифме стихотворения (смотри текст задания №1)? Раскройте содержание этого термина?

Омонимия – совпадают в написании и произношении формы разных слов – это омоформы.   Пара – пара; вина – вина.   3 балла

 

№3. Перепишите первую строку текста задания №1. Какие звуки передает буква Е в словах первой строки текста?

(Лебедей, метнулась – и, э). 4 балла

 

№4. Запишите словами следующие сочетания и сложные слова. Назовите два самых длинных слова: на 385-й день, 86-копеечный, 56-процентный, 42-градусный, 30-тонка, 250-летие. На триста восемьдесят пятый день, восьмидесятикопеечный, пятидесятипроцентный, сорокаградусный, трехтонка, двухсотпятидесятилетка.

Самое длинное слово – восьмидесятикопеечный, 21 буква.   6 баллов

 

№5. Объясните лексическое значение выделенных слов в тексте. Являются ли эти значения прямыми или переносными. Докажите свое решение.

Но свежее пахнет зеленями

Молодой озябший чернозем,

И струится чище над полями

Звездный свет в молчании ночном.

И. Бунин.

Молодой – несколько значений, не достигший зрелого возраста. Озябший – тот, который замерз, ощутил холод. Так передается образ ранней весны. Слово озябший в переносном значении. Это олицетворение. 3 балла

 

№6. Докажите, что фраза (Не) (за) чем вот здесь прятаться имеет несколько вариантов орфографического и пунктуационного решения, а значит, и неодинакового понимания.

Несколько вариантов:

  1. Не за чем вам… (негде). 2. Незачем вам здесь… ( ни к чему, нет причины). 3. Не за чем вам… ? (говорящий хочет получить информацию, спрашивает, а не сообщает). 3 балла

 

№7. Напишите антирекламу (подобно теле- или радиорекламе) на одну из предложенных тем.

«Радиостанция, которую не стоит слушать»;

«Телепередача, которую не стоит смотреть». 5 баллов

Максимально 27 баллов

 

 

 

 

                           УпрОбрМогОблИсполкома       МГОИРО                    

        Кніга Памяць                                           http://klimovichi.edu.by/sm.aspx?guid=12913

               

            

                          

                

                                                     


                            

 

 

Адрес:213633 Могилевская область, г. Климовичи, ул. Старовойтова, д.3

 Телефон ( факс) :375-2244-7-80-42

Электронная почта: sch1@klimovichi.edu.by