Положение
о работе с одарёнными учащимися
ГУО «Средняя школа №1 г.Климовичи»
1. Общие положения
Одарённые дети – это дети, обладающие врождёнными высокими интеллектуальными, физическими, художественными, творческими, коммуникативными способностями.
- Цели и задачи
Цель – создание условий для оптимального развития учащихся, выявления творческих способностей учащихся, выделение группы наиболее перспективных, одаренных детей.
Задачи:
- Выявление одарённых детей с использованием различной диагностики;
- Использование на уроке и факультативах, во внеклассной деятельности дифференциации на основе индивидуальных особенностей детей;
- Отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности;
- Организация разнообразной внеурочной деятельности;
3. Принципы работы с одарёнными детьми.
- Индивидуализация обучения (наличие индивидуального плана обучения учащихся на каждого одарённого учащегося).
- Принцип опережающего обучения.
- Принцип комфортности в любой деятельности.
- Принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей учащихся.
- Возрастание роли внеурочной деятельности.
- Принцип развивающего обучения.
4. Участники реализации данного положения:
- Администрация УО;
- Руководители методических формирований;
- Учителя-предметники;
- Классные руководители;
- Педагоги дополнительного образования;
- Психолог.
- Формы проведения мониторинга реализации положения.
Формы
|
Периодичность
|
Предметные олимпиады:
3-10 кл.
8-11 кл.
|
1 раз в год
декабрь
октябрь
|
Научно-практическая конференция
|
1 раз в год
|
Школьные чтения
|
1 раз в четверть
|
Предметные декады (недели)
|
По годовому плану
|
Творческие отчёты учителей из опыта работы с одарёнными детьми
|
Методический совет, совещания при директоре, педсовет
|
Самоконтроль
|
По годовому плану
|
Творческие отчёты объединений по интересам
|
1 раз в год
|
Тематические конкурсы, выставки
|
По годовому плану
|
Работа научно-исследовательского общества учащихся
|
По плану
|
6. Организация и функциональное обеспечение данного положения.
1. Функции директора.
- Планирование в годовом плане работы с одарёнными детьми и контроль его выполнения участниками образовательного процесса;
- Поощрение и материальное стимулирование учителей, осуществляющих результативную работу с одарёнными учащимися;
- Поощрение одаренных учащихся.
- Функции заместителя директора по учебной работе:
- Регулирование и коррекция образовательных процессов, связанных с реализацией данного положения.
- Организация и проведение семинаров, практикумов по проблемам работы с одарёнными детьми.
- Координация действий учителей, работающих с одарёнными детьми.
- Помощь в разработке индивидуальных образовательных программ для одарённых детей, индивидуальных планов работы с одарённым учащимся;
- Сбор банка данных по одарённым детям.
- Функции руководителей методических формирований:
- Планирование и проведение предметных недель, олимпиад, научно- практических конференций, предметных конкурсов;
- Разработка материалов, вопросов и заданий повышенного уровня сложности по предметам, создание электронного банка данных олимпиадных заданий различного уровня, банка тем исследовательских работ;
- Оформление материалов по работе с одарёнными детьми, аналитических отчётов по проведению олимпиад, конкурсов, конференций;
- Руководство подготовкой творческих отчётов учителей, работающих с одарёнными детьми.
- Функции учителей-предметников.
- Выявление одарённых детей по своим предметам.
- Корректировка программ и тематических планов для работы с одарёнными детьми, включение заданий повышенной сложности, творческого, научно- исследовательского уровней.
- Организация индивидуальной работы с одарёнными детьми.
- Подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям различного уровня;
- Отбор и оформление в течение года достижений одарённых детей: ведение мониторинга работы с одарёнными учащимися;
- Оформление своего опыта работы с одарёнными детьми в виде творческого отчёта для предъявления на методических формированиях, методическом совете, педагогическом совете;
- Создание в учебных кабинетах картотеки материалов повышенного уровня сложности.
- Консультирование родителей одарённых детей по вопросам развития способностей их детей по предмету.
5. Функции классных руководителей.
- Выявление детей с общей одарённостью.
- Оформление в дневниках классных руководителей сводной таблицы по видам (областям) одарённости детей, используя данные своих диагностик и наблюдений, учителей-предметников, педагогов дополнительного образования, родителей.
- Планирование воспитательной работы в классе с учётом реализации одарёнными детьми класса своих способностей.
6. Функции педагогов дополнительного образования:
■ Выявление одарённых детей.
■ Организация творческих отчётов детей.
■ Предоставление необходимой информации по работе с одарёнными учащимися по итогам мероприятий;
■ Консультирование родителей.
7. Функции психолога
■ Психодиагностическая работа (групповая, индивидуальная)
■ Индивидуальные занятия с учащимися
■ Индивидуальные и групповые консультации для учащихся
■ Работа с родителями (выступления на родительских собраниях, консультации)
■ Работа с учителями (консультации, тренинги, просветительская работа).