Организация работы
ГУО «Средняя школа № 1 г.Климовичи»
с одаренными и высокомотивированными учащимися
Цели работы:
1. Создание условий для выявления, развития и поддержки высокомотивированных и одаренных учащихся.
2. Развитие общих способностей учащихся как основы всех специальных способностей.
3. Развитие интеллектуальной сферы учащихся (мышления, памяти, речи и другие интеллектуальных функций).
Задачи:
- Воспитательные:
- формирование у детей правильного отношения к окружающему миру, основ анализа действительности;
- развитие уверенности в своих силах, умения самостоятельно принимать решения;
- формирование умения слушать других, не перебивая, а также умения смело высказывать свои мысли;
- воспитание чувства коллективизма.
- Образовательные:
- повышение уровня общей образовательности учащихся;
- формирование положительного отношения к учебному процессу;
- развитие умения анализировать и решать изобретательные, практические и социальные задачи;
- целенаправленное развитие системно-диалектического мышления.
- Развивающие:
- развитие памяти, внимания, логики и интеллекта в целом;
- содействие раскрытию творческих способностей;
- развитие речи, творческого воображения.
Основные направления работы
1. Создание условий для выявления, развития и поддержки высокомотивированных учащихся.
2. Развитие общих способностей учащихся как основы всех специальных способностей.
3. Развитие интеллекта учащегося (мышления, памяти, речи и другие интеллектуальных функций).
4. Развитие индивидуального стиля учебной деятельности.
5. Организация занятий для проведения индивидуальной работы с конкретным одаренным ребенком.
6. Организация программ развития для выработки и реализации эффективной стратегии индивидуального роста одаренного ребенка с опорой на развитие его способностей.
Основные принципы работы с высокомотивированными учениками
1.Индивидуализация и дифференциация обучения.
2. Обеспечение и сохранение душевного здоровья и эмоционального благополучия учащихся как необходимого условия успешности любой деятельности.
3. Соблюдение режима умственного труда и отдыха, достаточной физической активности.
4. Сохранение высокой самооценки одаренного ребенка, непосредственно связанной с развитием любознательности и в целом с развитием личности.
5. Организация развивающей среды, стимулирующей любознательность ребенка и обеспечивающей возможности ее удовлетворения (кружки, экскурсии, прием взрослых и др.).
6. Широкая реализация межпредметных связей в образовательном процессе и в индивидуальной работе с учащимися.
7. Совместная работа учеников над определенной проблемой при минимальном участии учителя.
8. Свобода выбора учащимися направлений внеурочной деятельности.
9. Максимальное разнообразие предоставленных возможностей.
Методы и формы работы
Урочные:
- развитие индивидуального стиля учебной деятельности;
- индивидуальная и дифференцированная направленность учебного процесса;
- использование межпредметного подхода на основе интеграции тем и проблем, относящихся к различным областям знаний;
- поуровневое объяснение учебного материала;
- групповые формы работы;
- различные формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность;
- задания творческого характера;
- проектная деятельность.
Внеурочные:
- предметные недели;
- интеллектуальные олимпиады;
- факультативные занятия;
- кружковые занятия;
- конкурсы различной направленности;
- система внеклассной воспитательной работы.
Образовательный процесс
1. Использование в образовательном процессе интерактивных методов обучения.
2. Организация дифференцированной работы в рамках урока на этапах объяснения и закрепления материала, инструктажа домашнего задания.
3. Проведение предметных олимпиад на уровне «класс – параллель – учреждение образования» среди учащихся III-ХI классов.
4. Участие в международных детских интеллектуальных конкурсах учеников III-ХI классов.
5. Проведение предметных недель для развития интереса к учебным предметам и познавательных мотивов учащихся учреждения образования.
6. Организация факультативных занятий.
7. Организация внеурочной деятельности по развитию интеллектуального и культурного пространства учреждения образования:
- участие детей в традиционных общешкольных мероприятиях;
- выставки художественного детского творчества.
8. Организация работы дополнительного образования для расширения возможностей самореализации учеников.
Профессионально-личностная подготовка учителей
для работы с одаренными учащимися
Знакомство учителей с научными данными психологических особенностях и методических приемах, эффективных при работе с одаренными и высокомотивированными детьми:
- через создание психолого-педагогических условий для развития профессионального мастерства (работа методических формирований, творческих групп, самообразование, обобщение опыта, курсы повышения квалификации и т.д.);
- создание системы семинаров, консультирования, проведение тренинговых занятий по развитию способностей, навыков педагогического взаимодействия и др.;
- знакомство с приемами целенаправленного педагогического наблюдения;
- подбор и накопление в библиотечном фонде литературы, необходимой для самообразования, систематический обзор новых поступлений;
- создание системы мониторинга учителей начальных классов, учителей-предметников, воспитателей, работающих с высокомотивированными и одаренными учениками, победителями школьных олимпиад, районных конкурсов различной направленности и т.д.;
- участие в школьных, районных смотрах-конкурсах.
Деятельность учителя-предметника
Координация индивидуальной работы всех лиц, заинтересованных в судьбе одаренного ребенка.
Обеспечение необходимого круга общения для одаренного ребенка.
Создание условий для развития одаренного ученика с учетом особенностей ситуации и личностных особенностей учащегося.
Поощрение проявлений самодеятельности, результативности в какой-либо области.
Обеспечение высокого уровня консультирования. Осуществление связи с родителями одаренного ребенка.
Проведение целенаправленных наблюдений за учебной деятельностью обучающихся для выявления детей, имеющих склонность и показывающих высокую результативность в различных областях деятельности, методом педагогического наблюдения.
Изучение и развитие уровня развития организационных, коммуникативных, информационных, мыслительных общеучебных умений и навыков; характеристики уровней развития мотивационно-потребностной и эмоционально-волевой сферы учащихся.
Отбор методов, форм и приемов, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества, применение этих форм, методов и приемов.
Подготовка дополнительного материала к урокам для развития креативности одаренных и высокомотивированных учеников.
Разработка гибких индивидуальных программ развития одаренного ребенка.
Формирование умения учиться как базисной способности саморазвития и самоизменения (умения выделять учебную задачу, организовать свою деятельность во времени, распределять свое внимание и т.п.).
Организация субъект – субъектного сотрудничества в рамках урока.
Организация контроля за развитием познавательной деятельности одаренных учащихся в виде:
- контроля по результатам (итогового контроля);
- промежуточного контроля;
- предметного контроля.
Обеспечение и сохранение душевного здоровья и эмоционального благополучия детей: забота о сохранении здоровья, полноценном функционировании нервной системы ребенка, обеспечивающем способность к сосредоточенному умственному труду, соблюдении режима умственного труда и отдыха, достаточной физической активности в целях удовлетворения возрастных способностей.
Формирование коммуникативных навыков, способности включаться и инициировать учебное сотрудничество.
Использование в обучении межпредметного подхода на основе интеграции учебных тем и проблем.
Изучение проблем «открытого типа», учет склонности детей к проблемности обучения, исследовательскому типу поведения, формирование навыков и методов исследовательской работы.
Учет интересов одаренного ребенка и максимальное поощрение углубленного изучения учебным тем, выбранных самим учеником.
Содействие изучению способов получения знаний. Обеспечение гибкости и вариативности учебного процесса с точки зрения содержания форм и методов обучения.
Поддержка и развитие уровня самостоятельности в учении.
Обучение детей оценке результатов своей с помощью содержательных критериев, формирование у них умения публичного обсуждения и отстаивания своих идей и результатов творческой деятельности.
Содействие развитию рефлексии.
Деятельность классного руководителя
Проведение целенаправленных наблюдений за внеурочной деятельностью обучающихся для выявления детей, имеющих склонность и показывающих высокую результативность в различных областях деятельности, методом педагогического наблюдения.
Выявление мнения родителей и склонностях, области наибольшей успешности и круге интересов, об особенностей личностного развития их ребенка.
Планирование системы внеклассной воспитательной работы в рамках индивидуальных программ развития одаренных учеников.
Организация развивающей среды, стимулирующей любознательность учащегося и обеспечивающей возможность ее удовлетворения (прогулки, посещение социокультурных учреждения, экскурсий, пример взрослых и т.п.).
Проведение различных внеурочных мероприятий (предметных недель, конкурсов, олимпиад и т.д.), позволяющих ребенку проявить свои способности.
Деятельность педагога-психолога
Проведение работы по выявлению одаренных и высокомотивированных учащихся.
Осуществление диагностики прогноза и проектирования развития одаренного ребенка.
Проведение психологической диагностики личностных особенностей учащихся (видов внимания, памяти, определение типов учеников с учетом модальности, доминирование полушарий головного мозга).
Подбор материалов и проведение специальных тестов, позволяющих определить наличие одаренности, в единстве с такими видами деятельности, как:
- знакомство с имеющимся практическим опытом по данному направлению;
- длительное наблюдение за корреляцией между результативностью и итогами тестирования и успехами в реальной деятельности.
Взаимодействие с учителями-предметниками по развитию психических функций высокомотивированного и одаренного учащегося (память, внимание, мышление).
Участие в разработке индивидуальных программ развития высокомотивированных и одаренных учеников.
Индивидуализированная психологическая поддержка и помощь с учетом своеобразия личности каждого одаренного ребенка.
Коррекция эмоциональных состояний учащихся.
Ожидаемые результаты:
- Создание творческой развивающей образовательной среды в учреждении образования.
- Обеспечение развития потенциальных способностей одаренных и высокомотивированных учащихся.
- Совершенствование работы с одаренными и высокомотивированными учениками.
- Увеличение числа своевременно выявленных одаренных учеников.
Повышение качества подготовки специалистов,
работающих с высокомотивированными учениками
Система мониторинга учителей-предметников, работающих с высокомотивированными учениками, победителями школьных олимпиад, районных конкурсов различной направленности и т.д.
Участие в школьных, районных смотрах-конкурсах.
Участие в семинарах по работе с высокомотивированными учениками.
Участие в работе методических объединений, творческих группах.
Курсы повышения квалификации.