РусскийБеларускi

 

Министерство образования Республики Беларусь

отдел по образованию Климовичского райисполкома

 Государственное учреждение образования "Средняя школа №1 г. Климовичи"

 

Главная | Одно окно | Обращения граждан и юридических лиц | О школе | Обучающимся | Родителям | Учительская | Сервисы | Контакты | 2024 - Год качества | РОЧС информирует | Воспитательная работа | Педагог социальный - педагог-психолог | Питание | Наша исследовательская деятельность | О приеме в первый класс | Электронная библиотека | Гуманитарный проект | Попечительский совет | #Мая _Зямля_Прыдняпроўе | Работа с одаренными и высокомотивированными учащимися | Инновационный проект | Ресурсный центр | Материалы презентации «Дети 21 века. Как уберечь своего ребенка» | Память и боль белорусской земли | Электробезопасность | Выпускнику | Деловой стиль одежды | Образовательный процесс 2023/2024 учебный год | Стоп наркотики! | История, традиции, достижения учреждения образования | Специальное образование | Памятка для граждан Украины, пребывающих в Республику Беларусь | Республиканский социальный проект "Дотянись до мечты" | Родительское собрание | Неделя психологии | БРПО | Неделя педмастерства учителей-дефектологов | Централизованный экзамен 2024 | Ситуационная помощь | Республиканский конкурс "У каждого времени свои герои" | Неделя финансовой грамотности

 

Меню раздела

 

 

 

 

 

статистика посещений

Яндекс.Метрика

 

 


Учебная программа ресурсного центра «На уроке и после уроков» для X - XI классов учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящая учебная программа факультативного занятия «На уроке и после урока (готовимся к олимпиаде по русскому языку и литературе)» (повышенный уровень) предназначена для VIII - XI классов учреждений образования, реализующих программы общего среднего образования.

2.Настоящая учебная программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю).

Учебный материал структурирован по темам. Количество часов, отводимое на освоение отдельных тем программы, примерное, учитель имеет право, исходя из особенностей учеников, их пожеланий, возможностей, уделять больше или меньше

времени отдельным темам или видам работ.

3. Цель – реализация потребности старшеклассников в повышении

их языковой и речевой компетенции.

4. Задачи:

воспитывать любовь к русскому языку через устранение затруднений в любых видах общения;

пробуждать интерес к русской словесности и самостоятельному совершенствованию языковой и речевой компетенции;

углублять знания по разным разделам курса русского языка;

развивать умение решения нестандартных языковых и речевых задач;

формировать навыки устной и письменной монологической речи, навыки конструктивного диалога.

5. Рекомендуемые формы и методы проведения занятия:

индивидуальная и групповая поисково-исследовательская деятельность,

ориентирующая учащихся на самостоятельный поиск и обобщение разнообразного лингвистического материала, лекции, беседы, практические занятия, самостоятельная работа учащихся, экскурсия, виртуальное путешествие, викторина, игровая программа, творческие мастерские, литературная гостиная, соревнования, занятия-игры и другие формы работы.

В процессе проведения занятий могут использоваться различные виды деятельности: выполнение заданий повышенной сложности, рассчитанных на творческий подход, сообразительность, нестандартные решения; знакомство с содержательными, композиционными и лингвистическими особенностями отзыва, анализ образцовых и негативных текстов отзывов, создание самостоятельных отзывов о поэтических и прозаических произведениях; аналитическая работа с

формулировками тем, с понятиями, с афоризмами, со способами выстраивания концепции и т.д.; лингвостилистическая работа, риторическая деятельность в момент обдумывания темы непосредственно в конкурсе; стилистический анализ, лингвистический анализ и др.; устанавливание значимых связей между элементами текста, расположенными рядом и на расстоянии, принадлежащими одному или

разным уровням, обеспечивающими связность и запоминаемость текста.

6. Предлагаемые факультативные занятия позволят учащимся расширить, углубить и закрепить изученный в основном курсе теоретический материал о фактах языка и речи, о языковых и речевых единицах, повысить их языковую и речевую культуру; развить умения решения нестандартных языковых и речевых задач; сформировать навыки устной и письменной монологической речи, навыки конструктивного диалога.

ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Тема 1. Специфика олимпиадных конкурсов (2 часа)

Трудности конкурса по языку и литературе.

Особенности подготовки к написанию отзыва. Критерии проверки отзыва

Тема 2. Написание сочинения-отзыва (10 часов)

Сюжетно-композиционный аспект анализа текста: адресат, повествователь, сюжет, развитие лирического повествования. Жанровая специфика отзыва.

Содержательный аспект анализа текста (социокультурный, историко-культурный, историко-биографический, философский контекст).

Сильные позиции в тексте - заглавие (подзаголовок, эпиграф, если они есть), первая фраза (начало).

Полнота и глубина интерпретации содержания произведения (тематика, проблематика, идея, авторский идеал, пафос.

Художественное время и пространство.

Образная система, тематические цепочки, смысловые мотивы.

Фоновые знания, вертикальный контекст.

Целостность анализа изобразительно-выразительных средств, определение их роли в раскрытии идейного содержания произведения, выявление авторской позиции. Роль тропов и фигур как средств повышения выразительности текста.

Размер, рифма, строфика как элементы ритма

Тема 3. Лингвистический конкурс как этап олимпиады (18 часов)

Особенности заданий по фонетике. Нормы произношения звуков современного русского языка, постановка ударения в словах.

Особенности заданий по лексике.

Особенности заданий по фразеологии. Нормы употребления слов и фразеологизмов в свойственном им значении, нормы сочетания слов и фразеологизмов с другими словами.

Языковая и речевая норма и отклонения от нее.

Особенности заданий по морфемике.Нормы сочетания морфем в слове.

Особенности заданий по словообразованию.

Особенности заданий по грамматике именных частей речи.

Особенности заданий по глаголу, наречию и служебным частям речи.

Особенности заданий по синтаксису словосочетания и простого предложения.

Особенности заданий по синтаксису сложного предложения.

Особенности заданий по орфографии и пунктуации.

Тема 4. Олимпиадные задания по литературе. (2часа)

Задания по литературе XVIII-XIX в.

Задания по литературе XX в.

Тема 5.Обобщающие занятия (3 часа)

Решение и анализ олимпиадных заданий

 

План работы

с одарёнными учащимися 10 - 11 классов

на Iполугодие 2023/2024 учебного года

 

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

Отзыв как творческая работа

1

09.09

Отзыв. Особенности написания

1

16.09

Сюжетно-композиционный аспект анализа текста: адресат, повествователь, сюжет, развитие лирического повествования. Жанровая специфика отзыва.

 

1

23.09

Содержательный аспект анализа текста (социокультурный, историко-культурный, историко-биографический, философский контекст).

 

1

30.09

Сильные позиции в тексте - заглавие (подзаголовок, эпиграф, если они есть), первая фраза (начало).

 

1

07.10

Полнота и глубина интерпретации содержания произведения (тематика, проблематика, идея, авторский идеал, пафос.

 

1

14.10

Художественное время и пространство.

 

1

21.10

Образная система, тематические цепочки, смысловые мотивы.

 

1

28.10

Фоновые знания, вертикальный контекст.

1

04.11

Целостность анализа изобразительно-выразительных средств, определение их роли в раскрытии идейного содержания произведения, выявление авторской позиции.

1

11.11

Роль тропов и фигур как средств повышения выразительности текста.

 

1

18.11

 

Размер, рифма, строфика как элементы ритма

 

1

25.11

Особенности заданий по фонетике. Нормы произношения звуков современного русского языка, постановка ударения в словах.

 

1

02.12

 

Особенности заданий по лексике.

 

1

09.12

Особенности заданий по фразеологии. Нормы употребления слов и фразеологизмов в свойственном им значении, нормы сочетания слов и фразеологизмов с другими словами.

 

1

16.12

Языковая и речевая норма и отклонения от нее.

 

1

23.12

План работы

с одарёнными учащимися 10 -11 классов

на II полугодие 2022/2023 учебного года

 

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

Текст как лингвистический феномен

1

5.01

Текстовые признаки, особенности анализа текстов различных жанров и типов речи

1

12.01

Принципы организации художественного текста как ключ к пониманию произведения

1

19.01

Главные типы выдвижения: сильные позиции, сцепление, конвергенция, семантический повтор 

1

26.01

Сильные позиции в тексте ‑ заглавие (подзаголовок, эпиграф, если они есть), первая фраза (начало)

1

2.02

Фоновые знания, вертикальный контекст

1

9.02

Сюжетно-композиционный аспект анализа текста: адресат, повествователь, сюжет, развитие лирического повествования

1

16.02

Содержательный аспект анализа текста

1

23.02

Композиция текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения. Приёмы начала и концовки текста

1

1.03

Роль тропов и фигур как средств повышения выразительности текста

1

15.03

Специфика высказываний на языковые темы

1

22.03

 

Специфика высказываний на морально-нравственные темы

1

29.03

Специфика высказываний на литературные темы

1

5.04

 

Эффективные способы запоминания текста

1

12.04

Особенности устной публичной речи, способы перевода речи написанной в речь произносимую

1

19.04

Композиция отзыва

1

26.04

Написание отзыва

1

3.05

Написание отзыва

1

10.05

Написание отзыва

1

17.05

Написание отзыва

1

24.05

 

 

Учебная программа факультативного занятия

«Секреты синтаксиса и пунктуации» для IX класса

учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования

 

ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

  1. Учебная программа факультативного занятия «Секреты синтаксиса и пунктуации» (далее - учебная программа) предназначена для IXкласса учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования.
  2. Настоящая учебная программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю). Учебный материал структурирован по темам. В случае необходимости учитель может перераспределить указанные часы по своему усмотрению в зависимости от уровня подготовленности учащихся.
  3. Цель факультативного занятия - формирование языковой, коммуникативной, лингвокультурологической компетенции учащихся, развитие их логического мышления, креативных возможностей.
  4. Задачи:

повторить, обобщить и систематизировать теоретические сведения по разделу «Синтаксис и пунктуация»;

закрепить навыки синтаксического и пунктуационного разборов;

совершенствовать правописные (прежде всего пунктуационные) умения и навыки учащихся;

обогащать грамматический строй речи учащихся на основе синтаксической синонимии;

формировать потребность обращения к справочной литературе, навык самостоятельной работы со справочной и научно-популярной литературой;

знакомить учащихся с фактами биографии и основными направлениями научной деятельности известных русских языковедов.

  1. Рекомендуемые формы и методы проведения занятия: семинары, практикумы, диктанты разных видов, тесты (в том числе компьютерные).

В процессе проведения занятий могут использоваться различные виды деятельности: решение познавательных задач, подготовка учебных сообщений, рефератов и докладов, конспектирование научной и научно­популярной лингвистической литературы, лингвистические дискуссии и др.

  1. В результате освоения содержания настоящей учебной программы обучающиеся должны:

6.1.   знать:

строение, значение и функции основных синтаксических единиц;

типологию простого и сложного предложения, типологию сказуемого, второстепенных членов предложения, односоставных предложений;

виды чужой речи;

признаки текста, способы и средства связи предложений в тексте;

основные правила постановки знаков препинания в простом предложении, в сложном предложении; в предложениях, передающих чужую речь;

выдающихся ученых-лингвистов;

6.2.  уметь:

производить синтаксический и пунктуационный разбор простых и сложных предложений, предложений с прямой речью;

правильно расставлять знаки препинания в предложении и тексте в соответствии с изученными правилами пунктуации;

пользоваться справочниками по правописанию, дополнительной учебной литературой.

ГЛАВА 2

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Тема 1. Что изучает синтаксис? (Синтаксис как тема науки о языке) (1 час)

Предмет и задачи синтаксиса. Связь синтаксиса с другими разделами науки о языке (фонетикой, лексикой, словообразованием, морфологией). Основные синтаксические единицы.

Выдающиеся русские и белорусские лингвисты, внесшие вклад в развитие синтаксической науки (Ф. И. Буслаев, А. А. Шахматов, В. В. Виноградов, П. П. Шуба и др.)

Тема 2. «А все-таки она хорошая!» (Русская пунктуация как система) (4 часа)

Краткие сведения из истории русской пунктуации.

Почему так дружат синтаксис и пунктуация? Принципы русской пунктуации: структурный, смысловой, интонационный.

Состав знаков препинания в русском языке. Функции знаков препинания. Пунктуация и интонация.

Сочетание знаков препинания.

Факультативные и вариативные знаки препинания.

Понятие авторской пунктуации. Выразительные возможности пунктуации.

Основные справочники и пособия по пунктуации.

Тема 3. «Это непростое простое предложение» (Простое предложение как синтаксическая единица) (1 час)

Чем отличается предложение от других синтаксических единиц? Что делает предложение предложением? Признаки предложения, его отношение к слову и словосочетанию. Значение, строение и функции предложения.

Тема 4. Кто из главных членов предложения главнее? (Главные члены предложения) (2 часа)

Всегда ли легко разграничить в предложении подлежащее и сказуемое?

Может ли подлежащее выражаться именем существительным не в именительном падеже?

Почему сказуемое отвечает на разные вопросы? Типовое значение предложений.

Что положено в основу деления сказуемых на простые и составные? Всегда ли простое глагольное сказуемое состоит из одного слова? Из чего состоит составное глагольное сказуемое? Из чего состоит составное именное сказуемое?

В каких случаях ставится тире между подлежащим и сказуемым?

Тема 5. Бывают ли обстоятельственные определения? (Второстепенные члены предложения) (3 часа)

Как правильно поставить вопрос к второстепенным членам предложения? Могут ли второстепенные члены отвечать сразу на несколько вопросов?

Синкретичные члены предложения (прогулка в лесу: какая или где?).

Как разграничить приложение и определяемое слово?

Сколько разрядов обстоятельств в русском языке?

«Этот вездесущий инфинитив» (синтаксические функции инфинитива).

Каким членом предложения может быть существительное в именительном падеже?

Тема 6. Есть ли в русском языке обобщенно-личные предложения? (Односоставные предложения. Неполные предложения) (3 часа)

В чем особенности грамматической основы в односоставных предложениях? Можно ли говорить о подлежащем и сказуемом в односоставном предложении?

Какие типы односоставных предложений выделяются в русском языке? Какие критерии положены в основу деления односоставных предложений?

Как разграничить односоставные и двусоставные неполные предложения? В каких случаях ставится тире в неполных предложениях?

Какую роль играют разные типы односоставные предложений (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные, назывные) в тексте?

Тема 7. Чем может осложняться простое предложение? (Осложненное простое предложение) (1 час)

Является ли осложненное предложение особой синтаксической единицей? Особенности синтаксического и пунктуационного разбора

осложненных простых предложений.

Тема 8. Сочинительный ряд и однородные члены: всегда ли они совпадают? (Однородные члены предложения) (2 часа)

Какие признаки являются обязательными для однородных членов предложения?

Какие грамматические нормы нужно соблюдать при употреблении однородных членов?

Какими изобразительно-выразительными возможностями обладают однородные члены предложения?

Однородными могут быть только члены простого предложения?

Как правильно расставить знаки препинания в предложениях с однородными членами?

Тема 9. Что такое обособление? (Обособленные члены предложения) (3 часа)

Что значит «обособить»?

Всегда ли обособляются причастные и деепричастные обороты?

В чем разница между уточнением и пояснением?

Всегда ли союз или имеет разделительное значение?

Тема 10. Чем отличаются вставные конструкции от вводных? (Вводные слова, словосочетания, предложения) (2 часа)

Какие функции выполняют вводные слова и предложения? Какова роль вставных конструкций?

Как разграничить вводные слова и омонимичные им конструкции?

Какие знаки препинания используются в предложениях с вводными и вставными единицами?

Вводные единицы как выразительное средство.

Тема 11. «Великолепная, сильная, слово оживляющая фигура» (Обращение) (1 час)

Функции обращения: призывная, оценочно-характеризующая, этикетная.

Обращение как фигура поэтического синтаксиса.

Знаки препинания при обращении.

Есть ли в русском языке звательный падеж?

Тема 12. «Камень преткновения» (Конструкции с как) (2 часа)

Какие синтаксические позиции могут вводиться словами как, будто, словно, точно и др.?

Всегда ли как имеет сравнительное значение?

Как отличить сравнительный оборот от придаточной сравнительной части?

Оборот с как: обособленный член или часть сказуемого?

Всегда ли перед как ставится запятая? Особенности постановки знаков препинания в конструкциях с как, будто, словно, точно и др.

«Все познается в сравнении». Для чего используются сравнительные конструкции в художественных текстах?

Тема 13. От простого к сложному (Сложное предложение) (4 часа)

Как правильно определить количество частей в сложном предложении?

Могут ли причинно-следственные отношения выражаться в сложносочиненном предложении?

Как правильно построить структурную схему сложного предложения?

Какие приемы можно использовать для разграничения омонимичных союзов и союзных слов?

От чего зависит тип придаточной части в сложноподчиненном предложении?

Могут ли одинаковые средства связи присоединять разные типы придаточных частей в сложноподчиненном предложении?

Какие смысловые отношения могут складываться между частями бессоюзного предложения?

«Подводные камни» синтаксического и пунктуационного разбора сложных предложений.

Тема 14. Кто говорит? (Чужая речь) (3 часа)

Какие способы передачи чужой речи мы знаем?

Из чего состоит диалог? Что такое диалогическое единство?

Владеете ли вы правилами речевого этикета?

Всегда ли противопоставляются диалог и монолог?

Пунктуационное оформление диалога.

Тема 15. Что нам стоит текст построить! (Текст как синтаксическая единица) (2 часа)

Что такое текст? Текст как синтаксическая единица высшего порядка, в которой реализуются функциональные возможности простого и сложного предложений.

Какие бывают тексты? Классификация текстов.

Почему не всякий набор предложений является текстом? Основные признаки текста.

Как связаны предложения в тексте? Способы смысловой связи и средства связи предложений в тексте.

Резервное время (1 час)

Календарно-тематическое планирование занятий ресурсного центра

для 9 класса на 2023/2024 учебный год

 

№ п/п

Дата

Тема урока

Кол-во

часов

При-мечания

 

 

Что изучает синтаксис?

(Синтаксис как раздел науки о языке) 2 ч

 

 

1

08.09.2023

Предмет и задачи синтаксиса. Связь синтаксиса с другими разделами науки о языке (фонетикой, лексикой, словообразованием, морфологией).

1

 

2

15.09.2023

Основные синтаксические единицы.

Выдающиеся русские и белорус. лингвисты, внёсшие вклад в развитие синтакс. науки (Ф. И. Буслаев, А. А. Шахматов, В. В. Виноградов, П. П. Шуба.)

1

 

 

 

«А всё-таки она хорошая!»

(Русская пунктуация как система) 4 ч

 

 

3

22.09.2023

Краткие сведения из истории русской пунктуации.

1

 

4

29.09.2023

Почему так дружат синтаксис и пунктуация? Принципы русской пунктуации: структурный, смысловой, интонационный.

1

 

5

06.10.2023

Состав знаков препинания в русском языке. Функции знаков препинания. Пунктуация и интонация. Сочетание знаков препинания.

1

 

6

13.10.2023

Факультативные и вариативные знаки препинания.

Понятие авторской пунктуации. Выразительные возможности пунктуации.

Основные справочники и пособия по пунктуации.

1

 

 

 

«Это непростое простое предложение» (Простое предложение как синтаксическая единица) 1 ч

 

 

7

20.10.2023

Чем отличается предложение от других синтаксических единиц? Что делает предложение предложением? Признаки предложения, его отношение к слову и словосочетанию. Значение, строение и функции предложения.

1

 

 

 

Кто из главных членов предложения главнее? (Главные члены предложения) 2 ч

 

 

8

27.10.2023

Всегда ли легко разграничить в предложении подлежащее и сказуемое?

Может ли подлежащее выражаться именем существительным не в именительном падеже?

Почему сказуемое отвечает на разные вопросы? Типовое значение предложений.

1

 

 

 

 

9

10.11.2023

Что положено в основу деления сказуемых на простые и составные? Всегда ли простое глагольное сказуемое состоит из одного слова? Из чего состоит составное глагольное сказуемое? Из чего состоит составное именное сказуемое? В каких случаях ставится тире между подлежащим и сказуемым?

1

 

 

 

Бывают ли обстоятельственные определения? (Второстепенные члены предложения) 3 ч

 

 

10

17.11.2023

Как правильно поставить вопрос к второстепенным членам предложения? Могут ли второстепенные члены отвечать сразу на несколько вопросов?

1

 

11

24.11.2023

Синкретичные члены предложения (прогулка в лесу: какая или где?). Как разграничить приложение и определяемое слово?

Сколько разрядов обстоятельств в русском языке?

1

 

12

01.12.2023

«Этот вездесущий инфинитив» (синтаксические функции инфинитива). Каким членом предложения может быть существительное в именительном падеже?

1

 

 

 

Есть ли в русском языке обобщённо-личные предложения? (Односоставные предложения. Неполные предложения) 3 ч

 

 

13

08.12.2023

В чём особенности грамматической основы в односост. предложениях? Можно ли говорить о подлежащем и сказуемом в односост. предложении?

1

 

14

15.12.2023

Какие типы односоставных предложений выделяются в русском языке? Какие критерии положены в основу деления односоставных предложений?

1

 

15

22.12.2023

Как разграничить односоставные и двусоставные неполные предложения? В каких случаях ставится тире в неполных предложениях?

Какую роль играют разные типы односоставные предложений (определённо-личные, неопределённо-личные, безличные, назывные) в тексте?

1

 

 

 

Чем может осложняться простое предложение? (Осложнённое простое предложение) 1 ч

 

 

16

 

Является ли осложнённое предложение особой синтаксической единицей? Особенности синтаксического и пунктуационного разбора осложнённых простых предложений.

1

 

 

 

Сочинительный ряд и однородные члены: всегда ли они совпадают?

(Однородные члены предложения) 2 ч

 

 

17

 

Какие признаки являются обязательными для однородных членов предложения?

Какие грамматические нормы нужно соблюдать при употреблении однородных членов?

1

 

18

 

Какими изобразительно-выразительными возможностями обладают однородные члены предложения?

Однородными могут быть только члены простого предложения?

Как правильно расставить знаки препинания в предложениях с однородными членами?

1

 

 

 

Что такое обособление? (Обособленные члены предложения) 3 ч

 

 

19

 

Что значит «обособить»?

Всегда ли обособляются причастные и деепричастные обороты?

1

 

20

 

В чем разница между уточнением и пояснением?

1

 

21

 

Всегда ли союз или имеет разделительное значение?

1

 

 

 

Чем отличаются вставные конструкции от вводных? (Вводные слова, словосочетания, предложения) 2 ч

 

 

22

 

Какие функции выполняют вводные слова и предложения? Какова роль вставных конструкций?

Как разграничить вводные слова и омонимичные им конструкции?

1

 

23

 

Какие знаки препинания используются в предложениях с вводными и вставными единицами?

Вводные единицы как выразительное средство.

1

 

 

 

«Великолепная, сильная, слово оживляющая фигура» (Обращение) 1 ч

 

 

24

 

Функции обращения: призывная, оценочно-характеризующая, этикетная.

Обращение как фигура поэтического синтаксиса.

Знаки препинания при обращении.

Есть ли в русском языке звательный падеж?

1

 

 

 

«Камень преткновения» (Констр-и с как) 2 ч

 

 

25

 

Какие синтаксические позиции могут вводиться словами как, будто, словно, точно и др.?

Всегда ли как имеет сравнительное значение?

Как отличить сравнительный оборот от придаточной сравнительной части?

Оборот с как: обособленный член или часть сказуемого?

1

 

26

 

Всегда ли перед как ставится запятая? Особенности постановки знаков препинания в конструкциях с как, будто, словно, точно и др.

«Всё познаётся в сравнении». Для чего используются сравнительные конструкции в художественных текстах?

1

 

 

 

От простого к сложному (Сложное предложение) 4 ч

 

 

27

 

Как правильно определить количество частей в сложном предложении? Могут ли причинно-следственные отношения выражаться в сложносочинённом предложении?

1

 

28

 

Как правильно построить структурную схему сложного предложения? Какие приёмы можно использовать для разграничения омонимичных союзов и союзных слов?

От чего зависит тип придаточной части в сложноподч. предл-и?

1

 

29

 

Могут ли одинаковые средства связи присоединять разные типы придаточных частей в сложноподчинённом предложении? Какие смысловые отношения могут складываться между частями бессоюзного предложения?

1

 

30

 

«Подводные камни» синтаксического и пунктуационного разбора сложных предложений.

1

 

 

 

Кто говорит? (Чужая речь) 3 ч

 

 

31

 

Какие способы передачи чужой речи мы знаем?

Из чего состоит диалог? Что такое диалогическое единство?

1

 

32

 

Владеете ли вы правилами речевого этикета?

1

 

33

 

Всегда ли противопоставляются диалог и монолог?

Пунктуационное оформление диалога.

1

 

 

 

Что нам стоит текст построить! (Текст как синтаксическая единица) 2 ч

 

 

34

 

Что такое текст? Текст как синтаксическая единица высшего порядка, в которой реализуются функциональные возможности простого и сложного предложений.

Какие бывают тексты? Классификация текстов.

1

 

35

 

Почему не всякий набор предложений является текстом? Осн. признаки текста. Как связаны предложения в тексте? Способы смысловой связи и средства связи предложений в тексте.

1

 

36

 

Резервный час

 

 

Календарно-тематическое планирование занятий ресурсного центра

для 9 класса на 2023/2024 учебный год

2 полугодие

 

№ п/п

Дата

Тема урока

Кол-во

часов

При-мечания

 

 

Чем может осложняться простое предложение? (Осложнённое простое предложение) 1 ч

 

 

16

06. 01. 24

Является ли осложнённое предложение особой синтаксической единицей? Особенности синтаксического и пунктуационного разбора осложнённых простых предложений.

1

 

 

 

Сочинительный ряд и однородные члены: всегда ли они совпадают?

(Однородные члены предложения) 2 ч

 

 

17

13. 01. 24

Какие признаки являются обязательными для однородных членов предложения?

Какие грамматические нормы нужно соблюдать при употреблении однородных членов?

1

 

18

20.01.24

Какими изобразительно-выразительными возможностями обладают однородные члены предложения?

Однородными могут быть только члены простого предложения?

Как правильно расставить знаки препинания в предложениях с однородными членами?

1

 

 

 

Что такое обособление? (Обособленные члены предложения) 3 ч

 

 

19

27. 01. 24

Что значит «обособить»?

Всегда ли обособляются причастные и деепричастные обороты?

1

 

20

03. 02. 24

В чем разница между уточнением и пояснением?

1

 

21

10. 02. 24

Всегда ли союз или имеет разделительное значение?

1

 

 

 

Чем отличаются вставные конструкции от вводных? (Вводные слова, словосочетания, предложения) 2 ч

 

 

22

17. 02. 24

Какие функции выполняют вводные слова и предложения? Какова роль вставных конструкций?

Как разграничить вводные слова и омонимичные им конструкции?

1

 

23

24. 02. 24

Какие знаки препинания используются в предложениях с вводными и вставными единицами?

Вводные единицы как выразительное средство.

1

 

 

 

«Великолепная, сильная, слово оживляющая фигура» (Обращение) 1 ч

 

 

24

02.03.24

Функции обращения: призывная, оценочно-характеризующая, этикетная.

Обращение как фигура поэтического синтаксиса.

Знаки препинания при обращении.

Есть ли в русском языке звательный падеж?

1

 

 

 

«Камень преткновения» (Констр-и с как) 2 ч

 

 

25

09.03.24

Какие синтаксические позиции могут вводиться словами как, будто, словно, точно и др.?

Всегда ли как имеет сравнительное значение?

Как отличить сравнительный оборот от придаточной сравнительной части?

Оборот с как: обособленный член или часть сказуемого?

1

 

26

16.03.24

Всегда ли перед как ставится запятая? Особенности постановки знаков препинания в конструкциях с как, будто, словно, точно и др.

«Всё познаётся в сравнении». Для чего используются сравнительные конструкции в художественных текстах?

1

 

 

 

От простого к сложному (Сложное предложение) 4 ч

 

 

27

23.03.24

Как правильно определить количество частей в сложном предложении? Могут ли причинно-следственные отношения выражаться в сложносочинённом предложении?

1

 

28

06.04.24

Как правильно построить структурную схему сложного предложения? Какие приёмы можно использовать для разграничения омонимичных союзов и союзных слов?

От чего зависит тип придаточной части в сложноподч. предл-и?

1

 

29

13.04.24

Могут ли одинаковые средства связи присоединять разные типы придаточных частей в сложноподчинённом предложении? Какие смысловые отношения могут складываться между частями бессоюзного предложения?

1

 

30

20.04.24

«Подводные камни» синтаксического и пунктуационного разбора сложных предложений.

1

 

 

 

Кто говорит? (Чужая речь) 3 ч

 

 

31

27.04.24

Какие способы передачи чужой речи мы знаем?

Из чего состоит диалог? Что такое диалогическое единство?

1

 

32

04.05.24

Владеете ли вы правилами речевого этикета?

1

 

33

11.05.24

Всегда ли противопоставляются диалог и монолог?

Пунктуационное оформление диалога.

1

 

 

 

Что нам стоит текст построить! (Текст как синтаксическая единица) 2 ч

 

 

34

18.05.24

Что такое текст? Текст как синтаксическая единица высшего порядка, в которой реализуются функциональные возможности простого и сложного предложений.

Какие бывают тексты? Классификация текстов.

1

 

35

25.05.24

Почему не всякий набор предложений является текстом? Осн. признаки текста. Как связаны предложения в тексте? Способы смысловой связи и средства связи предложений в тексте.

1

 

 

 

Учебная программа факультативного занятия

«Поэтические гимны морфологии» для VII класса

учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования

 

ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

  1. Учебная программа факультативного занятия «Поэтические гимны морфологии» (далее - учебная программа) предназначена для VII класса учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования.
  2. Настоящая учебная программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю). Учебный материал структурирован по темам. Последовательность изучения тем программы факультативного занятия может быть творчески изменена учителем с учетом особенностей классного коллектива.
  3. Цель факультативного занятия - научить учащихся выражать свои мысли грамотно, точно, выразительно, образно, как писал Л.Н. Толстой, «находить единственно нужное размещение единственно нужных слов» в устном и письменном высказывании.
  4. Задачи:

совершенствовать у учащихся учебно-языковые и коммуникативные умения;

узнавать, различать, группировать слова разных частей речи по выразительно-изобразительным функциям;

анализировать, обосновывать употребление выразительных средств частей речи поэтами и писателями в поэтических и прозаических произведениях;

употреблять слова различных частей речи в составе тропов и фигур

речи;

формировать у учащихся умения использовать выразительные средства частей речи в самостоятельно создаваемых текстах.

  1. Основные формы организации занятия: лекции, беседы, практические занятия, самостоятельная работа учащихся над составлением текстов различных стилей с использованием образно­выразительных средств и др. Возможно использование нестандартных форм проведения факультативного занятия: театральная постановка, экскурсия, виртуальное путешествие, викторина, игровая программа, творческие

мастерские, исследования, соревнования, занятия-игры и другие формы работы.

В процессе проведения занятий могут использоваться различные виды деятельности: составление обобщающих таблиц, алгоритмов, кроссвордов, решение тестовых задач, конкурсы на лучшую творческую работу, дискуссии по актуальным проблемам морфологии и правописания.

  1. В результате освоения содержания учебной программы факультативного занятия у учащихся должны быть сформированы навыки по овладению:

выразительными морфологическими средствами; способами, позволяющими выделять выразительность произносительную, лексическую, стилистическую; условиями, определяющими выразительность речи;

системой средств выразительности речи: тропами и фигурами; навыками использования выразительных морфологических средств в устных и письменных высказываниях.

ГЛАВА 2

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Тема 1. Понятие «выразительная речь». Условия, определяющие выразительность речи (1 час)

Понятие «выразительная речь». Выразительные средства языка (эпитеты, сравнения, метафоры и др.). Условия, определяющие выразительность речи. Преимущества выразительной речи.

Тема 2. Система языковых средств выразительности: тропы и фигуры речи (фонетические, семантические, лексико-семантические) (2 часа)

Система языковых средств выразительности: тропы и фигуры речи. Разнообразие используемых в литературе художественных средств.

Тропы: метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха, эпитет, сравнение, гипербола, литота, аллегория, перифраз.

Смысловые фигуры речи: антитеза, оксюморон, градация.

Синтаксические фигуры: параллелизм, повтор.

Тема 3. Метафора. Олицетворение. Части речи в составе метафоры и олицетворения (4 часа)

Метафора как средство выразительности. Части речи в составе метафоры.

Олицетворение как вид метафоры. Части речи в составе олицетворения.

Виды метафоры: резкая, стертая, развернутая, реализованная. Этапы «рождения» метафоры. Использование метафоры в разговорной речи.

Использование метафоры и олицетворения в художественной речи.

Тема 4. Метонимия. Синекдоха. Части речи в составе метонимии и синекдохи (4 часа)

Метонимия как разновидность метафоры. Пути возникновения

метонимии: отношения «материал - предмет», «процесс - результат», «растение - плод этого растения - продукт» и др.

Части речи в составе метонимии. Метонимия в художественной

речи.

Синекдоха как разновидность метонимии. Пути возникновения синекдохи: отношения «часть вместо целого», «целое вместо части».

Части речи в составе синекдохи. Виды синекдохи: языковая, индивидуальная. Синекдоха в художественной речи.

Тема 5. Эпитет. Части речи, организующие эпитет (4 часа)

Эпитет как выразительное средство. Свойства эпитетов и их отличие от грамматических определений. Метафорические эпитеты.

Типы эпитетов: общеязыковые, народно-поэтические, индивидуально-авторские. Части речи, организующие эпитет.

Использование эпитетов в художественной речи.

Эпитеты в разговорной речи, средствах массовой информации, рекламе.

Тема 6. Обобщение изученного (2 часа)

Присутствие тропов как непременное условие выразительности поэтического текста.

Использование тропов как отличительная черта индивидуального стиля писателя.

Тема 7. Сравнение. Части речи, организующие сравнение (4 часа)

Сравнение как выразительное средство. Виды сравнения: простое, развернутое, отрицательное.

Способы выражения сравнения. Части речи в составе сравнения.

Отличительный характер народно-поэтических сравнений. Сравнения в разговорной речи. Стилистическая уместность сравнений.

Сравнения в художественной речи.

Тема 8. Гипербола. Литота. Части речи в составе гиперболы и литоты (4 часа)

Гипербола как средство выразительности. Части речи в составе гиперболы.

Гиперболическое сравнение. Гиперболическая метафора. Гипербола как наиболее распространенный троп в русском фольклоре.

Литота как «обратная» гипербола. Части речи в составе литоты.

Использование гиперболы и литоты в художественной речи.

Тема 9. Анафора. Части речи в анафоре (2 часа)

Анафора как стилистическая фигура, способствующая выразительности речи. Виды анафоры: звуковая, морфемная, лексическая, синтаксическая, строфическая.

Части речи в анафоре. Использование анафоры в художественной

речи.

Тема 10. Антитеза. Части речи в антитезе (2 часа)

Антитеза как стилистическая фигура, способствующая усилению выразительности речи. Части речи в антитезе.

Антитеза как романтический прием. Использование антитезы для построения композиции художественных произведений.

Тема 11. Градация. Инверсия. Части речи в градации и инверсии (4 часа)

Градация как стилистическая фигура. Виды градации: восходящая, нисходящая. Части речи в градации.

Использование градации в художественной речи.

Инверсия как стилистическая фигура. Виды инверсии: инверсия подлежащего, инверсия сказуемого, инверсия согласованного определения, инверсия обстоятельства. Части речи в инверсии.

Использование инверсии в разговорной и художественной речи.

Тема 12. Обобщение изученного (2 часа)

Умелое и уместное использование тропов и фигур как залог выразительности речи. Тропы и фигуры как средство создания комического эффекта.

Календарно-тематическое планирование

занятий по русскому языку в ресурсном центре

в 2023/2024 учебном году в 7-м классе

учителя ГУО «Средняя школа № 1 г. Климовичи» Ветровой Г.Г.

 

ПОЭТИЧЕСКИЕ ГИМНЫ МОРФОЛОГИИ

Автор Р. С. Сидоренко

 

Пояснительная записка

В начале XXI в. подавляющее большинство людей по-прежнему, как и в ХХ в., видит в морфологии сухую науку о формах слов, правилах склонения и спряжения, разных категориях и т. д. Она такая и есть, морфология: сложная, точная – и совершенно необходимая наука для тех, кто хочет и должен уметь связно выражать свои мысли. Образованный человек немыслим без знания морфологии и владения её законами и правилами. Однако владение морфологическими правилами построения речи – это обязательная для всех, но лишь самая первая, поверхностная степень погружения в морфологию. Вторая степень погружения в морфологию – это овладение морфологией как источником выразительности и образности. Например, имя существительное позволяет видеть мир предметов во всем многообразии красок и оттенков. Прилагательные помогают полнее раскрыть отличительные свойства предмета, придать описанию образность, яркость, передать настроение писателя (море – бирюзовое, спокойное, изумрудное и т. д.). Числительные в художественной речи выполняют две функции: информативную и экспрессивную. Они используются при описании поведения героев, их внешности, обстановки для придания повествованию оттенка особой достоверности. Местоимения в тексте обладают особой изобразительной силой, придают речи оттенок искренности. Глагол используется прежде всего для передачи непрерывного движения окружающего мира, а также духовной жизни человека. С помощью наречий писатели создают яркие картины природы.

В создании художественной образности велика роль и служебных частей речи. Следовательно, все части речи могут быть источником выразительности, надо лишь умело пользоваться ими. И в этом должен помочь целенаправленный факультативный курс, цель которого – научить учащихся выражать свои мысли грамотно, точно, выразительно, образно, как писал Л. Толстой, «находить единственно нужное размещение единственно нужных слов» в устном и письменном высказывании.

 

Задачи занятий: совершенствовать у учащихся учебно-языковые и коммуникативные умения:

  • узнавать, различать, группировать слова разных частей речи по выразительно-изобразительным функциям;
  • анализировать, обосновывать употребление выразительных средств частей речи поэтами и писателями в поэтических и прозаических произведениях;
  • употреблять слова различных частей речи в составе тропов и фигур речи;
  • формировать у учащихся умения использовать выразительные средства частей речи в самостоятельно создаваемых текстах.

 

Содержание обучения основывается на знаниях функционально-стилистических возможностей частей речи.

 

Основные формы организации занятий – лекции, беседы, практические занятия, самостоятельная работа учащихся над составлением текстов различных стилей с использованием образно-выразительных средств и др.

 

Тема

Дата

1

Понятие «выразительная речь». Условия, определяющие выразительность речи (1 ч).

04.09.2023

 

Система языковых средств выразительности: тропы и фигуры (2 ч)

 

2

Система языковых средств выразительности: тропы и фигуры

11.09.2023

3

Система языковых средств выразительности: тропы и фигуры

18.09.2023

 

Метафора. Олицетворение. Части речи в составе метафоры и олицетворения (4 ч)

 

4

Метафора.

25.09.2023

5

Части речи в составе метафоры

02.10.2023

6

Олицетворение.

09.10.2023

7

Части речи в составе олицетворения

16.10.2023

 

Метонимия. Синекдоха.

Части речи в составе метонимии и синекдохи (4 ч)

 

8

Метонимия

23.10.2023

9

Части речи в составе метонимии

13.11.2023

10

Синекдоха.

20.11.2023

11

Части речи в составе синекдохи

27.11.2023

 

Эпитеты. Части речи, организующие эпитеты (4 ч)

 

12

Эпитеты. Части речи, организующие эпитеты

04.12.2023

13

Эпитеты. Части речи, организующие эпитеты

11.12.2023

14

Эпитеты. Части речи, организующие эпитеты

18.12.2023

15

Эпитеты. Части речи, организующие эпитеты

 

 

Обобщение изученного (2 ч).

 

16

Обобщение изученного

 

17

Обобщение изученного

 

 

Сравнения. Части речи, организующие сравнения (4 ч).

 

18

Сравнения. Части речи, организующие сравнения

 

19

Сравнения. Части речи, организующие сравнения

 

20

Сравнения. Части речи, организующие сравнения

 

21

Сравнения. Части речи, организующие сравнения

 

 

Гипербола. Литота. Части речи в составе гиперболы и литоты (4 ч)

 

22

Гипербола.

 

23

Части речи в составе гиперболы

 

24

Литота

 

25

Части речи в составе литоты

 

 

Анафора. Части речи в анафоре (2 ч)

 

26

Анафора

 

27

Части речи в анафоре

 

 

Антитеза. Части речи в антитезе (2 ч).

 

28

Антитеза

 

29

Части речи в антитезе

 

 

Градация. Инверсия.

Части речи в градации и инверсии (4 ч)

 

30

Градация

 

31

Части речи в градации

 

32

Инверсия

 

33

Части речи в инверсии

 

 

Обобщение изученного (2 ч)

 

34

Обобщение изученного

 

35

Обобщение изученного

 

 

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Овладение выразительными морфологическими средствами; способами, позволяющими выделять выразительность произносительную, лексическую, стилистическую; условиями, определяющими выразительность речи; системой средств выразительности речи: тропами и фигурами; умениями использования выразительных морфологических средств в устных и письменных высказываниях.

 

 

 

Рекомендуемая литература

Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. – Ростов-на-Дону, 2001.

Голуб, И. Б. Русский язык и культура речи / И. Б. Голуб. – М., 2002.

Культура русской речи / под ред. проф. Л. К. Граудиной, проф. Е. Н. Ширяева. – М., 2001.

Русский язык и культура речи / под ред. В. Н. Максимова. – М., 2002.

Баева, О. А. Ораторское искусство и деловое общение / О. А. Баева. – Минск, 2000.

Головин, Б. Н. Основы культуры речи / Б. Н. Головин. – М., 1988.

Ивин А.А. Основы теории аргументации. – М, 1997

Лакофф, Д. Метафоры, которыми мы живём / Д. Лакофф, М. Джонсон. – М., 2004.

Львов, М. Р. Основы теории речи / М. Р. Львов. – М., 2000.

Мурашов, А. А. Культура речи учителя / А. А. Мурашов. – М. – Воронеж, 2002.

Ножин, Е. А. Мастерство устного выступления / Е. А. Ножин. – М., 1989.

Розенталь, Д. Э. Практическая стилистика / Д. Э. Розенталь. – М., 1987.

Розенталь, Д. Э. Секреты стилистики: правила хорошей речи / Д. Э. Розенталь, И. Б. Голуб. – М., 1991.

Служевская, Т. П.Уроки русской словесности:практикум по культуре речи / Т. П. Служевская. – СПб., 1997.

Филиппов, А. В. Сто пятнадцать приемов ораторской речи / А. В. Филиппов. – М, 1998.

Хазагеров, Г. Г. Риторика для делового человека / Г. Г. Хазагеров, Е. Е. Корнилова. – М., 2001.

Календарно-тематическое планирование

занятий по русскому языку в ресурсном центре

в 2023/2024 учебном году в 7-м классе

2 полугодие

Тема

Дата

15

Эпитеты. Части речи, организующие эпитеты

08.01.24

 

Обобщение изученного (2 ч).

 

16

Обобщение изученного

15.01.24

17

Обобщение изученного

22.01.24

 

Сравнения. Части речи, организующие сравнения (4 ч).

 

18

Сравнения. Части речи, организующие сравнения

29.01.24

19

Сравнения. Части речи, организующие сравнения

05.02.24

20

Сравнения. Части речи, организующие сравнения

12.02.24

21

Сравнения. Части речи, организующие сравнения

19.02.24

 

Гипербола. Литота. Части речи в составе гиперболы и литоты (4 ч)

 

22

Гипербола.

26.02.24

23

Части речи в составе гиперболы

04.03.24

24

Литота

11.03.24

25

Части речи в составе литоты

18.03.24

 

Анафора. Части речи в анафоре (2 ч)

 

26

Анафора

01.04.24

27

Части речи в анафоре

08.04.24

 

Антитеза. Части речи в антитезе (2 ч).

 

28

Антитеза

15.04.24

29

Части речи в антитезе

22.04.24

 

Градация. Инверсия.

Части речи в градации и инверсии (4 ч)

 

30

Градация

29.04.24

31

Части речи в градации

06.05.24

32

Инверсия

13.05.24

33

Части речи в инверсии

20.05.25

 

Обобщение изученного (1 ч)

 

34

Обобщение изученного

27.05.24

Учебная программа ресурсного центра по русскому языку для общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения

VIII   класс

  

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Учебная программа факультативного занятия «Поэтические гимны морфологии» (далее – учебная программа) предназначена для VII класса учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования.

2. Настоящая учебная программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю). Учебный материал структурирован по темам. Последовательность изучения тем программы факультативного занятия может быть творчески изменена учителем с учетом особенностей классного коллектива.

3. Цель факультативного занятия – научить учащихся выражать свои мысли грамотно, точно, выразительно, образно, как писал Л.Н. Толстой, «находить единственно нужное размещение единственно нужных слов» в устном и письменном высказывании.

4. Задачи: совершенствовать у учащихся учебно-языковые и коммуникативные умения; узнавать, различать, группировать слова разных частей речи по выразительно-изобразительным функциям; анализировать, обосновывать употребление выразительных средств частей речи поэтами и писателями в поэтических и прозаических произведениях; употреблять слова различных частей речи в составе тропов и фигур речи; формировать у учащихся умения использовать выразительные средства частей речи в самостоятельно создаваемых текстах.

5. Основные формы организации занятия: лекции, беседы, практические занятия, самостоятельная работа учащихся над составлением текстов различных стилей с использованием образно-выразительных средств и др. Возможно использование нестандартных форм проведения факультативного занятия: театральная постановка, экскурсия, виртуальное путешествие, викторина, игровая программа, творческие мастерские, исследования, соревнования, занятия-игры и другие формы работы. В процессе проведения занятий могут использоваться различные виды деятельности: составление обобщающих таблиц, алгоритмов, кроссвордов, решение тестовых задач, конкурсы на лучшую творческую работу, дискуссии по актуальным проблемам морфологии и правописания.

6. В результате освоения содержания учебной программы факультативного занятия у учащихся должны быть сформированы навыки по овладению: выразительными морфологическими средствами; способами, позволяющими выделять выразительность произносительную, лексическую, стилистическую; условиями, определяющими выразительность речи; системой средств выразительности речи: тропами и фигурами; навыками использования выразительных морфологических средств в устных и письменных высказываниях.

ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Тема 1. Понятие «выразительная речь». Условия, определяющие выразительность речи (1 час) Понятие «выразительная речь». Выразительные средства языка (эпитеты, сравнения, метафоры и др.). Условия, определяющие выразительность речи. Преимущества выразительной речи.

Тема 2. Система языковых средств выразительности: тропы и фигуры речи (фонетические, семантические, лексико-семантические) (2 часа) Система языковых средств выразительности: тропы и фигуры речи. Разнообразие используемых в литературе художественных средств. Тропы: метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха, эпитет, сравнение, гипербола, литота, аллегория, перифраз. Смысловые фигуры речи: антитеза, оксюморон, градация. Синтаксические фигуры: параллелизм, повтор.

Тема 3. Метафора. Олицетворение. Части речи в составе метафоры и олицетворения (4 часа) Метафора как средство выразительности. Части речи в составе метафоры. Олицетворение как вид метафоры. Части речи в составе олицетворения. Виды метафоры: резкая, стертая, развернутая, реализованная. Этапы «рождения» метафоры. Использование метафоры в разговорной речи. Использование метафоры и олицетворения в художественной речи.

Тема 4. Метонимия. Синекдоха. Части речи в составе метонимии и синекдохи (4 часа) Метонимия как разновидность метафоры. Пути возникновения метонимии: отношения «материал – предмет», «процесс – результат», «растение – плод этого растения – продукт» и др. Части речи в составе метонимии. Метонимия в художественной речи. Синекдоха как разновидность метонимии. Пути возникновения синекдохи: отношения «часть вместо целого», «целое вместо части». Части речи в составе синекдохи. Виды синекдохи: языковая, индивидуальная. Синекдоха в художественной речи.

Тема 5. Эпитет. Части речи, организующие эпитет (4 часа) Эпитет как выразительное средство. Свойства эпитетов и их отличие от грамматических определений. Метафорические эпитеты. Типы эпитетов: общеязыковые, народно-поэтические, индивидуально-авторские. Части речи, организующие эпитет. Использование эпитетов в художественной речи. Эпитеты в разговорной речи, средствах массовой информации, рекламе.

Тема 6. Обобщение изученного (2 часа) Присутствие тропов как непременное условие выразительности поэтического текста. Использование тропов как отличительная черта индивидуального стиля писателя.

Тема 7. Сравнение. Части речи, организующие сравнение (4 часа) Сравнение как выразительное средство. Виды сравнения: простое, развернутое, отрицательное. Способы выражения сравнения. Части речи в составе сравнения. Отличительный характер народно-поэтических сравнений. Сравнения в разговорной речи. Стилистическая уместность сравнений. Сравнения в художественной речи.

Тема 8. Гипербола. Литота. Части речи в составе гиперболы и литоты (4 часа) Гипербола как средство выразительности. Части речи в составе гиперболы. Гиперболическое сравнение. Гиперболическая метафора. Гипербола как наиболее распространенный троп в русском фольклоре. Литота как «обратная» гипербола. Части речи в составе литоты. Использование гиперболы и литоты в художественной речи.

Тема 9. Анафора. Части речи в анафоре (2 часа) Анафора как стилистическая фигура, способствующая выразительности речи. Виды анафоры: звуковая, морфемная, лексическая, синтаксическая, строфическая. Части речи в анафоре. Использование анафоры в художественной речи.

Тема 10. Антитеза. Части речи в антитезе (2 часа) Антитеза как стилистическая фигура, способствующая усилению выразительности речи. Части речи в антитезе. Антитеза как романтический прием. Использование антитезы для построения композиции художественных произведений.

Тема 11. Градация. Инверсия. Части речи в градации и инверсии (4 часа) Градация как стилистическая фигура. Виды градации: восходящая, нисходящая. Части речи в градации. Использование градации в художественной речи. Инверсия как стилистическая фигура. Виды инверсии: инверсия подлежащего, инверсия сказуемого, инверсия согласованного определения, инверсия обстоятельства. Части речи в инверсии. Использование инверсии в разговорной и художественной речи.

Тема 12. Обобщение изученного (2 часа) Умелое и уместное использование тропов и фигур как залог выразительности речи. Тропы и фигуры как средство создания комического эффекта. Роль разных частей речи в создании тропов и фигур.

8 класс

на полугодие 2023/2024 учебного года

 

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

Система языковых средств выразительности

1

9. 09

Тропы и фигуры речи

1

16. 09

Эпитет, метафора, олицетворение

1

23.09

Сравнение. Части речи, организующие сравнение

1

30. 09

Орфоэпия. Орфоэпические нормы

1

07. 10

Фразеология. Фразеологические обороты

1

14.10

Стили, жанры, типы речи

1

21.10

Работа с текстом

1

28.10

Тренировочные упражнения по стилям речи

1

4.11

Лексика. Лексические признаки слова

1

11.11

Синтаксис простого предложения

1

18.11

 

Синтаксические нормы

1

25.11

Морфология. Морфологические нормы

1

2.12

 

Словообразование. Способы словообразования

1

9.12

Лингвистическое конструирование

1

16.12

Выполнение олимпиадных заданий

1

23.12

План работы

с одарёнными учащимися 8 классов

на II полугодие 2023/2024 учебного года

 

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

Свойства эпитетов и их отличие от грамматических определений. Метафорические эпитеты

1

6.01

Типы эпитетов: общеязыковые, народно-поэтические, индивидуально-авторские

1

13.01

Присутствие тропов как непременное условие выразительности поэтического текста

1

20.01

Использование тропов как отличительная черта индивидуального стиля писателя

1

27.01

Сравнение как выразительное средство. Виды сравнения: простое, развернутое, отрицательное

1

3.02

Способы выражения сравнения. Части речи в составе сравнения

1

10.02

Стилистическая уместность сравнений. Сравнения в художественной речи

1

17.02

Гипербола как средство выразительности. Части речи в составе гиперболы

1

24.02

Гиперболическая метафора. Гипербола как наиболее распространенный троп в русском фольклоре

1

2.03

Литота как «обратная» гипербола. Части речи в составе литоты

1

9.03

Анафора. Части речи в анафоре

1

16.03

 

Анафора как стилистическая фигура, способствующая выразительности речи

1

23.03

Антитеза как стилистическая фигура, способствующая усилению выразительности речи

1

 

30.03

Антитеза как романтический прием. Использование антитезы для построения композиции художественных произведений

1

6.04

Градация как стилистическая фигура. Виды градации: восходящая, нисходящая

1

13.04

Части речи в градации. Использование градации в художественной речи

1

20.04

Инверсия как стилистическая фигура. Виды инверсии

1

27.04

Части речи в инверсии. Использование инверсии в разговорной и художественной речи

1

4.05

Обобщение изученного. Умелое и уместное использование тропов и фигур как залог выразительности речи

1

11.05

Тропы и фигуры как средство создания комического эффекта. Роль разных частей речи в создании тропов и фигур

2

18.05

25.05

 

 

 

Учебная программа

ресурсного центра по русскому языку

 

«ТРУДНОСТИ  РУССКОГО  ЯЗЫКА»

(для учащихся 5-х классов)

34 часа

 

 

Пояснительная записка

Факультативный курс рассчитан на 34 часа  и предназначен для учащихся 5-х классов. Данный факультатив позволит им восполнить пропущенный или забытый материал. Факультативный курс непосредственно связан с программой по русскому языку для 5-11 классов. Он расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях, нацелен на подготовку учащихся к успешному написанию контрольных работ. На факультативном курсе предполагается уделять большое внимание развитию орфографической зоркости учащихся, формированию орфографической грамотности, развитию навыков и умений самостоятельного выполнения заданий различного уровня сложности. Эта работа предусматривает и систематическую индивидуальную домашнюю работу учащихся с последующей проверкой учителя и организацией работы над ошибками. Программа факультатива составлена на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку базового и профильного уровней (2011 г.) в соответствии с программами по русскому языку: 

М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский «Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов», М., Дрофа, 2011 г.  

Современные стандарты ФГОС предъявляют особые требования к содержанию факультатива по русскому языку, оно должно отвечать системе основных принципов: преемственность целей и содержания образования, логика внутрипредметных связей, соответствие возрастным особенностям развития обучающихся.

Учебно-тематическая программа включает теоретические и практические задания. Темы содержат основные узловые моменты лингвистического познания. Занятия факультатива включают в себя как материал, тесно примыкающий к основному курсу, так и позволяющий знакомить обучающихся с новыми идеями и методами, расширять представления об изучаемом материале. Уровень сложности предлагаемых заданий таков, что к их рассмотрению можно привлечь значительное число учащихся, а не только наиболее сильных. Упражнения, рассматриваемые на занятиях интересны и доступны учащимся 5-го класса, не требуют основательной предшествующей подготовки и особого уровня развития. Для тех школьников, которые пока не проявляют заметной склонности к русскому языку, эти занятия могут стать толчком в развитии их интереса к предмету и вызвать желание узнать больше. Кроме того, хотя ряд вопросов и выходит за рамки обязательного содержания, они, безусловно, будут способствовать совершенствованию и развитию важнейших лингвистических умений, предусмотренных программой.

Цели внеурочной работы по русскому языку, отраженные в ФГОС, преследуют общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться». Основной целью факультативного курса по русскому языку является создание системы интеллектуального развития лицеистов средствами родного языка.

 

 Цель курса: формирование орфографической грамотности учащихся.

Задачи:

- повторить с учащимися основной теоретический материал курса русского языка за начальную школу и 5 класс, систематизировать и обобщить полученные знания; 

- заинтересовать учащихся предметом, мотивировать их на самостоятельные дополнительные занятия русским языком;

- совершенствовать орфографические, пунктуационные, лингвистические и коммуникативные навыки учащихся. 

 Формы работы: сочетание индивидуальной и групповой форм работы. 

 Основные методы и приёмы работы

- лекция; 

- беседа; 

- создание проблемной ситуации; 

- анализ текстов различных стилей и типов; 

- работа с тестами; 

- различные виды грамматического разбора; 

- работа с таблицами, схемами, алгоритмами; 

- создание таблиц, схем, алгоритмов; 

- обсуждение, диалог; 

- написание и редактирование орфографических диктантов; 

- самостоятельное выполнение контрольных тестовых заданий. 

 

Использованы следующие методы, способы обучения, педагогические технологии:

Информационно-коммуникативные технологии, технология проблемного обучения, технология дифференцированного обучения.  Технологии личностно - ориентированного образования (игровые технологии, метод проектов и др.)

 По окончании курса учащиеся должны знать: 

 - теоретическое содержание основных разделов курса русского языка за курс 5 класса, а также практически применять полученные знания.

Содержание курса

Содержание курса направлено на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка, его лингвистических единиц, на базе усвоения основных норм русского литературного языка. Содержание курса включает в себя поисковую, творческую, самостоятельную (индивидуальную, коллективную) работу учащихся. Форма итогового контроля – тест.

Тема 1. Дорога к письменности. Как люди обходились без письма. (1ч.)

Тема 2. Орфография как раздел науки о языке (1ч.)

Тема 3. Теоретический практикум. Фонетика. (1 ч.)

Тема 4. Теоретический практикум.  Ударение. (2 ч.)

Тема 5. Словарные слова. (2ч.)

Тема 6. Орфографический словарь - наш главный помощник. (1ч.)

Тема 7. Проверь себя. Тест№1. (1ч.)

Тема 8. Опасные согласные. (1ч.)

Тема 9. Звонкие и глухие «двойняшки» (1ч.)

Тема 10. Старые знакомые Ъ и Ь. (1ч.)

Тема 11. Большие и маленькие (правописание имен собственных). (1ч.)

Тема 12. Слитно, раздельно, через дефис. (3ч.)

Тема 14. Сколько Н писать? (2ч.)

Тема 15. Как «справиться со сложными словами»? (1ч.)

Тема 16. Решение орфографических задач. (1ч.)

Тема 17. Проверь себя. Тест№2. (1ч.)

Тема 18. История образования и правописания числительных. (1ч.)

Тема 19. Что вместо имени у нас? (о правописании местоимений). (1ч.)

Тема 20. Орфографические головоломки. (1ч.)

Тема 21. Приставки-труженицы (классификация приставок). (3ч.)

Тема 22. Кто командует корнями? (1ч.)

Тема 23. Проверь себя. Тест№3. (1ч.)

Тема 24. Суффиксы - большие молодцы. (1ч.)

Тема 25. Волшебный клубок орфограмм. (1ч.)

Тема 26. Путешествие в страну русского языка. (1ч.)

Тема 27. Проверь себя. Тест №4. (1ч.)

Тема 28. Значение орфографии. (1ч.)

При осуществлении контроля знаний и умений учащихся используются различные виды диктантов, тесты, игровые моменты («лингвистическая дуэль», «отгадай слово», «передай мелок», «кто больше?»)

К концу   курса «Трудности русского языка» учащиеся должны повысить уровень грамотности, сформировать умения нормативного, целесообразного использования языковых средств через различные виды деятельности.

 

                                     СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы.

На факультатив по русскому языку «Трудности русского языка» принимаются обучающиеся 10-11 лет (5-ые классы), интересующиеся родным языком и желающие расширять орфографические компетенции.   Результаты обучения оцениваются через олимпиады, конкурсы, интеллектуальные игры. Срок реализации программы – 1 год.

Формы и методы организации занятий

На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:

• индивидуальная (воспитаннику даётся самостоятельное задание с учетом его возможностей);

• фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);

• групповая (разделение на минигруппы для выполнения определённой работы);

• коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).

Методической основой программы является содержание и языковые знания развивающего характера. Дидактической основой является вариативность организационных форм проведения занятий с детьми во внеурочное время, включающих игры, практикумы, КАТ, олимпиады.

Критерии оценок результатов итоговой аттестации

Критерии оценки уровня теоретической подготовки обучающихся:

• соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям;

• широта кругозора;

• осмысленность и свобода использования специальной терминологии.

Критерии оценки уровня практической подготовки обучающихся:

• соответствие уровня развития практических умений и навыков программным требованиям;

• качество выполнения практического задания;

• технологичность практической деятельности.

Критерии оценки уровня развития и воспитанности обучающихся:

• культура поведения;

  • творческое отношение к выполнению практического задания;
  • аккуратность и ответственность в работе;

• развитость лингвистических способностей.

Список используемой литературы.

 

  1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.: Просвещение, 2000г.
  2. М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский «Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов», М., Дрофа, 2012 г.  
  3. В. В. Бабайцева. Тайны орфографической зоркости//. Русская словесность.2000. №1.
  4. Н.М. Бондаренко, Г.Г. Граник «Секреты орфографии».- М., Просвещение.,1997.
  5. Н.Г. Варатьян Путешествие в слово. Спб.,2001.
  6. Виноградов В.В. Очерки по истории русского литературного языка 17-19 веков. М.: 1938.
  7. Граник Г.Г. Психологические особенности формирования орфографической зоркости.// Вопросы психологии №3. 2004.
  8.  Иванова В.Ф. Принципы русской орфографии в школе. Психологические основы процессов. Л.,1977.
  9. Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. М.: Просвещение. 1982.
  10.  Копосова Н.А., Николаев Г.А. Структура слова и орфография русского языка. Изд-во Казанского университета. 1993.
  11.  Костинский Ю.М. Неудачное, дезориентирующее правило.// РЯШ №1. 2000.
  12.  Панов М.В. Занимательная орфография. – М., 1987г.
  13.  Панов М.В. И все-таки она хорошая. Рассказ о русской орфографии, ее достоинствах и недостатках. М.: 1964.
  14.  Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. М.: Просвещение. 1996.
  15.  Розенталь Д.Э.; под редакцией Голуб И.Б. Справочник по правописанию и литературной правке. – 16-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2012
  16.  Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. – М.: Айрис-пресс, 2012
  17.  Сергеев В.Н. Словари – наши друзья и помощники. – М., 1998г.
  18.  Успенский Л.В. По закону буквы. – М., 1981г.

                                   Календарно-тематическое планирование

Учебный план

 

Тема занятия

Количество часов

Дорога к письменности. Как люди обходились без письма.

1

 

Орфография как раздел науки о языке. Основные принципы русской орфографии.

1

 

Тайна фонемы.

1

 

4-5.

Ударение над гласной может сделать букву ясной.

2

 

6-7.

Коварные словарные слова.

2

 

Орфографический словарь - наш главный помощник.

1

 

Проверь себя. Тест№1.

1

 

Опасные согласные.

1

 

Звонкие и глухие «двойняшки»

1

 

Старые знакомые Ъ и Ь

1

 

Большие и маленькие (правописание имен собственных)

1

 

14-16.

Слитно, раздельно, через дефис.

3

 

17-18.

Сколько Н писать?

2

 

Как «справиться со сложными словами»?

1

 

Решение орфографических задач.

1

 

Проверь себя. Тест№2.

1

 

История образования и правописания числительных.

1

 

Что вместо имени у нас? (о правописании местоимений)

1

 

Орфографические головоломки.

1

 

Приставки-труженицы (классификация приставок)

1

 

26-27.

Приставки-труженицы (классификация приставок)

2

 

Кто командует корнями?

1

 

Проверь себя. Тест№3.

1

 

Суффиксы - большие молодцы.

1

 

Волшебный клубок орфограмм.

1

 

Путешествие в страну русского языка.

1

 

Проверь себя. Тест №4.

1

 

Значение орфографии.

1

 

 

ВСЕГО

34

 

 

Календарно-тематическое планирование занятий ресурсного центра по русскому языку и литературе

5 класс

п/п

Тема занятия

Дата

Лексическое значение слов

07.09.23

Фразеелогия. Фразеологический оборот

14.09.23

Орфографическая норма

21.09.23

Выполнение олимпиадных заданий

28.09.23

Фонетика и орфоэпия.

05.10.23

Морфемика и словообразование

12.10.23

Морфология

19.10.23

Морфология

26.10.23

 

 

 

 

 

 

 

 

                           УпрОбрМогОблИсполкома       МГОИРО                    

        Кніга Памяць                                           http://klimovichi.edu.by/sm.aspx?guid=12913

               

            

                          

                

                                                     


                            

 

 

Адрес:213633 Могилевская область, г. Климовичи, ул. Старовойтова, д.3

 Телефон ( факс) :375-2244-7-80-42

Электронная почта: sch1@klimovichi.edu.by