РусскийБеларускi

 

Министерство образования Республики Беларусь

отдел по образованию Климовичского райисполкома

 Государственное учреждение образования "Средняя школа №1 г. Климовичи"

 

Главная | Одно окно | Обращения граждан и юридических лиц | О школе | Обучающимся | Родителям | Учительская | Сервисы | Контакты | 2024 - Год качества | РОЧС информирует | Воспитательная работа | Педагог социальный - педагог-психолог | Питание | Наша исследовательская деятельность | О приеме в первый класс | Электронная библиотека | Гуманитарный проект | Попечительский совет | #Мая _Зямля_Прыдняпроўе | Работа с одаренными и высокомотивированными учащимися | Инновационный проект | Ресурсный центр | Материалы презентации «Дети 21 века. Как уберечь своего ребенка» | Память и боль белорусской земли | Электробезопасность | Выпускнику | Деловой стиль одежды | Образовательный процесс 2023/2024 учебный год | Стоп наркотики! | История, традиции, достижения учреждения образования | Специальное образование | Памятка для граждан Украины, пребывающих в Республику Беларусь | Республиканский социальный проект "Дотянись до мечты" | Родительское собрание | Неделя психологии | БРПО | Неделя педмастерства учителей-дефектологов | Централизованный экзамен 2024 | Ситуационная помощь | Республиканский конкурс "У каждого времени свои герои" | Неделя финансовой грамотности

 

Меню раздела

 

 

 

 

 

статистика посещений

Яндекс.Метрика

 

 


 

Методические рекомендации по профилактике преступлений в сфере половой неприкосновенности несовершеннолетних

И. В. Ботяновская, Н. И. Кашкан

Защита сексуальной неприкосновенности несовершеннолетних –сложная социально-правовая проблема. Ее решение невозможно без объединения усилий педагогов, педагогов-психологов, правоохранительных органов и родителей.

К преступлениям против половой неприкосновенности и половой свободы личности относятся : изнасилование насильственные действия сексуального характера, половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, недостигшим шестнадцатилетнего возраста, развратные действия, понуждение к действиям сексуального характера, использование занятия проституцией или создание условий для занятия проституцией и др.

Признаки сексуального насилия над несовершеннолетними

Физические (телесные) признаки обычно указывают на то, каким образом осуществляется с ребенком половой акт или другая форма насилия:

–  оральные: экзема; дерматит; герпес на лице, губах, в ротовой полости; инфекции горла; отказ от еды (анорексия) либо переедание (булимия);

 - анальные: разрывы и выпадения прямой кишки, покраснение ануса, варикозные изменения, запоры;

вагинальные: нарушение девственной плевы, расширение влагалища, свежие повреждения (раны, ссадины), сопутствующие инфекции.

Также физическими симптомами сексуального насилия над ребенком являются: гематомы (синяки) в области половых  органов и/или анального отверстия; кровотечения, необъяснимые выделения из половых органов и/или анального отверстия; повреждение мягких тканей груди, ягодиц, ног, нижней части живота, бедер; жалобы на боль и зуд в области гениталий, живота; боль, ощущаемая ребенком при сидении и ходьбе; повторяющиеся воспаления мочеиспускательных путей; недержание мочи; рвота; потеря сознания; болезни, передающиеся половым путем; ранняя неожиданная беременность.

Признаками сексуального насилия являются: порванное, запачканное или окровавленное нижнее белье, одежда; инородные тела во влагалище, анальном отверстии или мочеиспускательном канале.

Примечание: некоторые виды сексуального насилия (сексуальные ласки, оральный секс,мастурбация,изготовление порнографических снимков) неоставляют физических следов.

Последствия сексуального насилия над несовершеннолетними

Несовершеннолетние жертвы сексуального насилия редко рассказывают о случившемся, даже став взрослыми. Однако последствия могут напоминать о себе еще очень долго. Нарушения, возникающие после насилия, затрагивают все уровни функционирования. Они приводят к стойким личностным изменениям, препятствующим реализации личности в будущем.

Необходимо учитывать, что ребенок может неосознавать факта насилия всилу возраста или других причин. Чрезвычайно важно понимать, что детине обладают достаточным опытом,чтобы предвидеть все последствия таких действий для своего психического или физического здоровья.

Изменения в проявлении сексуальности ребенка:

- несоответствующая возрасту осведомленность в сексуальных отношениях, большой интерес к ним (сексуальная озабоченность);

–  сексуальные действия, направленные на самих себя (а уто сексуальные действия): демонстрация интимных частей тела; мастурбация;

–  необычная сексуальная активность по отношению к сверстникам: чрезвычайный интерес ребенка к играм сексуального содержания; имитация полового акта; соблазняющее поведение по отношению к противоположному полу;сексуальные действия с другими детьми;

–  необычная сексуальная активность по отношению ко взрослым: трение половыми органами о тело взрослого; завлекающее поведение по отношениюковзрослым.

Изменения в эмоциональном состоянии и общении:

–  постоянное возбуждениеистерические симптомы: стремление куда-то бежать,прятаться;нервные срывы,истерики;

–  депрессивные симптомы: заторможенность, замкнутость, изоляция, уход в себя, подавленность; задумчивость, отстраненность, внешнее безразличие; переживание тоски, грусти, неспособность проявлять радость;

–  проявление агрессивности и враждебности по отношению к другим людям, животным, предметам, не свойственное ребенку ранее;

–  самоагрессия: причинение травм и увечий самому себе; курение, употребление алкоголя, наркотиков; побеги из дома, прогулы школы; проституция; попытки совершить суицид или желание это сделать;

–  возникшие трудности в общении с ровесниками: нежелание принимать участие в подвижных играх; отказ от общения с прежними друзьями, отсутствие друзей своего возраста; отчуждение от братьев и сестер;

–  поведенческие изменения: возврат к детскому поведению или, наоборот,слишком«взрослое»поведение;

–  изменения в отношении к собственной внешности: утрата гигиенических навыков, равнодушие к своей внешности, плохой уход за собой или, напротив,навязчивое мытье (желание «отмыться»);

–  крайняянастороженность,подозрительность;

–  амбивалентныечувстваребенкаковзрослымисобытиям(«Янезнаю,какк этомуотноситься…»);

–  рассказыослучившемсявтретьемлице(«Язнаюоднудевочку…»).

Изменениямотивацииребенка,социальныепризнаки:

–  рассказыослучившемсявтретьемлице(«Язнаюоднудевочку…»).

–  виктимность (жертвенность) ребенка:неспособность защитить себя,несопротивлениенасилию,смирение;навязчиваязависимость;чрезмерночастаяподверженностьразнообразнымнесчастнымслучаям;

–  неожиданные, резкие перемены к: конкретному человеку («Я ненавижудядюПетю»),месту(«Янемогуездитьвлифте»),любимымзанятиям(«Яникогда большене пойдуна футбол»);

–  изменениеотношениякшколеиучебнойдеятельности:резкоеизменениевуспеваемости;пропускиотдельных уроков,прогулышколы;

–  изменениеотношенияксемье вплотьдо уходаиздома.

Изменениясамосознанияребенка:

–  снижениесамооценки:обесцениваниесебя,недовольствособой,презрение,жаждапобеды исамоутверждения любойценой;

–  вина, стыд, чувство собственной испорченности: восприятие ребенкомсебякакуродливого,беспомощного,одинокого,никомуненужного.

Появлениеневротическихипсихосоматическихсимптомов:

–  снижениесамооценки:обесцениваниесобственнойличности,недовольствособой,презрение,жаждасамоутверждениялюбойценой;

–  навязчивыестрахи,   тревога:   боязньостатьсявпомещениинаединес определенным человеком; боязнь раздеться (например, нежелание заниматьсяфизкультурой,отказснятьнижнеебельево времямедицинского осмотра);

–  сопротивлениетактильнымконтактам:нежелание,чтобыцеловали,обнимали,нежелание,чтобыдотрагивался определенныйчеловек;

–  боли(головнаяболь,боли вобластиживотаисердца);

–  нарушениясна(страхпередсном,ночныекошмары,бессонница);

–  боязньтелесныхповреждений;

–  резкаяпотерявесанафоненарушенияаппетитаилижеожирение;

–  тики,заикание,энурез(недержаниемочи),энкопрез(недержаниекала).

3задачивзрослого

вслучаераскрытиясексуальногонасилиянадребенком:

  1. Помочьребенку,оказатьемуподдержку.
  2. Сообщитьвсоответствующиеорганыиучреждения.
  3. Предупредить повторение насилия, для чего создать теплую атмосферу,характеризующуюсяпредсказуемостью,надежностьюидоверительностьюотношений.

Рекомендациипедагогам

Каквестисебя,еслиребенокрассказываетвамонасилии

Отнеситесь к тому, что рассказал вам ребенок, серьезно. Он не будет лгатьопережитомжестокомобращении,особенноеслионрассказываеточеньэмоционально,сподробностями,эмоциисоответствуютпережитомусостоянию.

Сохраняйтеспокойствие.Ребенокможетперестатьговоритьослучившемся,чтобыоградитьвасотболезненных переживаний.

Успокойте   и   подбодрите   пострадавшего   ребенка.     Объясните,что рассказывая вам о случившемся, емубудетпрощеэтопережить.Дайтепонять, что вы понимаете и ни в чем не обвиняете его («Ты правильно сделал,что рассказалмне»).

Поощряйтеребенкарассказать,чтослучилось.Дайтеемувыговориться.

Постарайтесь узнать у него точные факты, но не давите, невымогайтеисповедь насильно. Внимательно относитесь к словам ребенка, не отбрасываяих как нечто невероятное. Даже если факты не имелиместа,важно понятьистоки егофантазии.

Незамедлительноитщательнопроверьтедостоверностьпредположений.

Будьте внимательны к тому, что может заставить ребенка чувствовать себянекомфортно.

Дайтевозможностьребенкувыплеснутьсвоиэмоции.

Будьтевыдержаны,еслиребенкутруднооткрытьсяэмоционально.Помните,чтонужнотерпение,таккакубедитьребенкаповерить может оказаться нелегко.

Пользуйтесьтемижесловами, которыеиспользуетребенок,неделайтеемузамечанийзаиспользованиенепристойныхвыражений,таккакдлянегоэтоможет бытьединственным способомописатьслучившееся.

Повторитеребенкуещераз,чтовыверитетому,что онрассказал.

Заверьте ребенка, что сначала согласуете с ним свои действия и всегдабудетеегоподдерживать.Необещайте,чтонерасскажитеобуслышанном.

Скажитеребенку,чтовыхотитеемупомочь,нонеторопитесьпридумывать решения (желание как можно быстрее помочь и все устроить –частовстречающеесязаблуждениеприразговорахсжертваминасилия).

Будьтечестны.Объяснитеему,чтоконкретновысобираетесьделатьдальше, и спросите, согласен ли он с вашими намерениями («Мне надо сказатькое-кому (педагогу-психологу, социальному педагогу или милиционеру) о том,чтослучилось.Онизахотятзадатьтебенескольковопросов.Онипомогутсделатьтак,чтобытыпочувствовал(-а)себявбезопасности».Можнодатьпонять ребенку, что вы понимаете его чувства по этому поводу, но не должныоставлятьемувыбора.Скажитеребенку:«Бываюттакиесекреты,которыенельзяхранить,если тебесделали плохо»).

Обговорите с ребенком разные возможности, предложите посоветоватьсясознающимилюдьмии(можетбыть)попроситьунихпомощи.

Обратитесь за профессиональной помощью – психологической, правовой,медицинской.

Настаивайте на прохождении медицинского осмотра как можно скорее,дажеесли нетвидимыхповреждений.

Ребенкасумереннымиитяжелымиповреждениями,неврологическимии сердечнососудистыми нарушениями, а также с тяжелой психической травмойнеобходимо госпитализировать.

Недумайте,чторебенокобязательноненавидитсвоего   противникаили сердится   на   него   (он   может  оказаться   членом   семьи,   родителемилиопекуном).Терпеливоотвечайтенавопросы,рассеивайтетревогиребенка.

Послеокончанияразговорасделайтеподробнуюзапись.

Еслинасильник–всемье(отец,отчим,брат),тонеобходимоизъятиеребенкаиз семьи.

Чегонестоит делать

Нестарайтесьпреуменьшитьзначениетого,чтослучилось.Всякоесексуальноенасилиеимеетпоследствия,дажееслиэтослучилосьлишьоднаждыилиникогда незаходилодальше «баловства».

Не предполагайте, что жертва насилия «сама виновата». Ничто не можетслужитьоправданием для насилия.

Не ищите оправданий для насильника. Какими бы ни были его проблемы,этонедает праванасовершениенасилия.

Не советуйте ребенку забыть все и жить так, как будто ничего не было.Последствиянасилия таковы, что навязчивые воспоминания и мыслио пережитомвызываюттревогу,беспокойствоинеуверенностьвбудущем.Лучшеобратитьсякпсихологу,имеющемуопытработысдетьми,

подвергшимисянасилию.

Недавайтеребенкуопрометчивыхобещаний(«Этоостанетсямеждунами»,

«Маманебудетсердиться»,«Всебудетхорошо»).Насильникужезаставилребенкадержатьихотношениявсекрете,асобственныйжизненныйопытговоритему,чтомамабудетсердитьсяиругатьего(чточащевсегоипроисходит).Нереагируйтесужасом,высказываяочевидныйшокилиотвращение.

Сократитевысказыванияоценочногоилиосуждающегохарактера.

Непереносите своичувства нажертву. Важносказать ребенку, что услышанное васобеспокоило,ичто он поступилправильно,поделившисьсвами.

Рекомендацииродителям

Научитедетейнезнакомитьсянаулицеспостороннимилюдьми.

Непозволяйтедетямговоритьнезнакомымлюдямсвойдомашнийадреси телефон.

Ваш ребенок должен знать, что входная дверь должна быть всегда закрытаназамок.Нельзяоткрыватьдверьпосторонним,дажееслиэтопочтальон,милиционер,водопроводчик.

Самым безопасным ответом ребенка по телефону, когда он дома один,являетсяфраза,чтомамаипапазаняты.Неследуетговоритьзвонящему,что родителей нет дома. Так же ребенку следует вести себя в случае, если в тотмомент,когдаоностался домаодин,кто-то звонитв дверь.

Поместитерядомстелефоннымаппаратомномеравашихтелефонови телефоновэкстренныхслужб(внеситетелефонныеномеравбазуданныхтелефона).

Ребенокдолжензнать,комуиздрузейисоседейонможетпозвонитьвотсутствиеродителей,еслионокажетсяв критическойситуации,испугается.

Выучитесребенкомвашителефонныеномера.

Научите   ребенка   говорить   «нет»   любому   взрослому,   вызывающемууребенка чувствоопасности.

Научите ребенка громко кричать: «Это не моя мама!» («Это не мой папа!»),есликто-топопытаетсясхватитьего.Этопривлечетвниманиеокружающихиотпугнет преступника.

Придумайтевместесребенком«парольбезопасности»–легкозапоминающееся кодовое слово, которое он сможет использовать в качествесигналавситуацииопасности.

Научитеребенканикогданесадитьсявмашинукнезнакомомучеловекуиникуданеуходитьсним,еслитотнезнает«парольбезопасности».

Непозволяйтедетямгулятьвнепредназначенныхдляэтогоместах(насвалках,стройкахидр.).

Непозволяйтедетямдалеко уходитьотдома.

Неотпускайтедетейгулятьвотдаленныеместабезсопровожденияхорошо знакомоговамвзрослогочеловека.

Старайтесь сами забирать ребенка из детского сада, школы, учреждениядополнительногообразования.Еслиребенказабираеткто-тодругой,предупредитеобэтомвоспитателяили учителязаранее.

Убедите ребенка в том, что гулять в компании друзей гораздо безопаснее,чемодному,особенновпозднеевремя.Преступникавсегдапривлекаетодиноко гуляющийребенок. Непозволяйтедетямподбиратьпредметыиигрушкинаулицеилибратьих учужих людей.Также неразрешайтеприниматьотнезнакомцевсладости.

Есливашребенокрегулярноходитвопределенныеместа(вшколу,магазин,кружокидр.),определитесним наиболеебезопасныймаршрут.

Даже если вы живете в своем районе не первый год, регулярно обходитеокрестные дворы и смотрите, где гуляют ваши дети и чем они там занимаются.Интересуйтесьу своего ребенка, в каком именно месте он гуляет,ипериодическипроверяйте,что оннаходится именно там.

Нестесняйтесьтребоватьотструктур,обслуживающихтерриториирайона,гдевыживете,обеспечениябезопасностидетей.Ввечернеевремясуток во дворах не должно быть «темных углов». Территория должна бытьхорошо освещена. Если детская площадка имеет ограждение, в нем должныбыть две калитки, чтобы у ребенка всегда была дополнительная возможностьпокинутьплощадкувслучаевозникновенияопасности.

Нестесняйтесьзнакомитьсясродителямидрузейизнакомыхвашегоребенка. Это следует делать всегда. Обменяйтесь с ними номерами телефонов.Держитеэтиномераиномераближайшего отделениямилициипод рукой.

Если ребенок еще мал, но у него есть мобильный телефон, периодическипроверяйте сохраненные в телефоне SMS-сообщения, а также его записнуюкнижкунапредметпоявлениявнейподозрительныхконтактовизаписей.Поинтересуйтесь у мобильного оператора, который обслуживает телефонныйномер вашего ребенка, о наличии у него услуги «определение местоположенияабонента».Еслитакаяуслугаесть,подключитекнеймобильныйтелефонребенка.Заблокируйте ненужныеприложения.

Еслиребеноксообщилвам,чтоонзаписалсявучреждениедополнительного образования детей и взрослых (клуб по интересам, кружок,спортивную секцию и др.), не поленитесь его посетить. Поинтересуйтесь, кторуководит учреждением, кто следит за порядком, графиком работы, наличиемсоответствующихлицензий.Внимательноосмотритеучреждение.Помните,что если оно вам не нравится, вы имеете право запретить ребенку его посещатьипотребоватьотохранызаведенияне пускать его туда.

Если вы отдаете ребенка в учреждение дополнительного образования, не стесняйтесь поинтересоваться у руководителя, кто конкретно будет работать с детьми. Говорите с ребенком о его педагогах. Если ребенок не сможет внятно описать отношение к педагогу или вообще не хочет разговаривать на эту тему, обсудите этот вопросс родителями других детей, посещающих кружок.

Особенное внимание уделяйте этим вопросам при отъезде детей в летние лагеря отдыха. Выясняйте у детей не только, чем они занимаются в течение дня, но и как именно это происходит.

Фотографируйте вашего ребенка не реже одного раза в год, а имеющееся у вас описание внешности и особых примет ребенка поможет вам в том случае, если он потеряется или будет похищен.

При этом нельзя:

–  прививать ребенку страх перед сексуальностью;

–  вести себя так, чтобы ребенок начал бояться взрослых, видя в  каждом из них потенциальную опасность.

Помните: интересы ребенка важнее всего!

 

 

                           УпрОбрМогОблИсполкома       МГОИРО                    

        Кніга Памяць                                           http://klimovichi.edu.by/sm.aspx?guid=12913

               

            

                          

                

                                                     


                            

 

 

Адрес:213633 Могилевская область, г. Климовичи, ул. Старовойтова, д.3

 Телефон ( факс) :375-2244-7-80-42

Электронная почта: sch1@klimovichi.edu.by