РусскийБеларускi

 

Министерство образования Республики Беларусь

отдел по образованию Климовичского райисполкома

 Государственное учреждение образования "Средняя школа №1 г. Климовичи"

 

Главная | Одно окно | Обращения граждан и юридических лиц | О школе | Обучающимся | Родителям | Учительская | Сервисы | Контакты | 2024 - Год качества | РОЧС информирует | Воспитательная работа | Педагог социальный - педагог-психолог | Питание | Наша исследовательская деятельность | О приеме в первый класс | Электронная библиотека | Гуманитарный проект | Попечительский совет | #Мая _Зямля_Прыдняпроўе | Работа с одаренными и высокомотивированными учащимися | Инновационный проект | Ресурсный центр | Материалы презентации «Дети 21 века. Как уберечь своего ребенка» | Память и боль белорусской земли | Электробезопасность | Выпускнику | Деловой стиль одежды | Образовательный процесс 2023/2024 учебный год | Стоп наркотики! | История, традиции, достижения учреждения образования | Специальное образование | Памятка для граждан Украины, пребывающих в Республику Беларусь | Республиканский социальный проект "Дотянись до мечты" | Родительское собрание | Неделя психологии | БРПО | Неделя педмастерства учителей-дефектологов | Централизованный экзамен 2024 | Ситуационная помощь | Республиканский конкурс "У каждого времени свои герои" | Неделя финансовой грамотности

 

Меню раздела

 

 

 

 

 

статистика посещений

Яндекс.Метрика

 

 


Памятка для родителей «Опасные группы в сети»

В последнее время получило массовое распространение информация о том, что в социальной сети «ВКонтакте» есть сообщества, которые доводят детей до самоубийства. В качестве подтверждения этой версии приводится следующий факт: несколько десятков подростков, совершивших суицид, состояли в группах, посвященных этой теме (информация по России). Однако достоверно установить причинно-следственную связь в этом случае невозможно; вполне допустимо предположить и обратную взаимосвязь — человек вступает в тематическую группу из-за того, что его посещают мысли о суициде.

На настоящий момент в научных исследованиях нет упоминаний о том, что интернет может стать основной причиной для суицида. Существуют исследования, согласно которым социальные сети могут повлиять на суицидальное поведение человека; при этом ученые оговариваются, что соцсети могут оказать влияние лишь на тех, кто уже находится в группе риска. Иными словами, материалы, опубликованные в соцсетях, могут послужить триггером (пусковым механизмом) суицида, но не его причиной.  

Опасные ситуации, на которые надо обратить особое внимание (факторы риска суицидального поведения)

  • Ссора или острый конфликт со значимыми взрослыми (родителями, учителями).
  • Несчастная любовь или разрыв романтических отношений.
  • Отвержение сверстников, травля (в том числе в социальных сетях).
  • Объективно тяжелая жизненная ситуация (потеря близкого человека, резкое общественное отвержение, тяжелое заболевание).
  • Личная неудача подростка на фоне высокой значимости и ценности социального успеха (особенно в семье).
  • Нестабильная семейная ситуация (развод родителей, конфликты, ситуации насилия).
  • Резкое изменение социального окружения (например, в результате смены места жительства). 

Однако недооценивать влияние соц.сетей на психику подростков также не стоит. Некоторые организаторы в силу разных причин могут ставить целью деструктивное воздействие на подростков, которые не всегда могут критически оценивать и противостоять такому влиянию.

Что происходит в суицидальных группах, или «группах смерти», в которые вовлекают детей?  В них романтизируется смерть, популяризируется уход из жизни. Воздействовать на ребенка могут не только путем прямого контакта в переписке в социальных сетях, но и через предложения просмотра видео, обсуждения сериалов, в помощи решения домашнего задания. Так же могут предлагаться определенные онлайн книги, рекомендации по прочтению литературы и прослушивание музыки. Одно из важных правил таких групп — ты не должен «выпадать» из них более чем на 48 часов. Потому что даже этого короткого промежутка времени достаточно, чтобы подросток смог критически осмыслить происходящее.  

Что в поведении подростка должно насторожить родителей?

  • В публикациях на страницах  соцсетей размещаются фотографии самоунижения, оскорбления себя в разных и порой даже жестоких формах, вплоть до нанесения себе травм, в частности и порезов.
  • Сохранение и размещение фотографий снятых с высоты, крыш и чердаков.
  • Закрывание лица руками либо одеждой на фотографиях, демонстрирование указательного пальца на снимках.
  • Закрытие доступа к девайсам, своим страницам в соц.сетях, установка дополнительных паролей на домашнем компьютере, использование браузеров, предоставляющих возможность анонимного просмотра страниц, постоянная очистка используемых браузеров, корзины.
  • Чрезмерное потребление кофе, нарушение сна, ранний утренний подъем. Подросток не высыпается, даже если рано ложится спать (если за подростком такого раньше не наблюдалось).
  • Переписывается постоянно в вайбере (и др.мессенджерах) с незнакомыми людьми, которые дают странные распоряжения.
  • Появление в контактах за короткое время группы подозрительных «друзей».
  • Чрезмерное увлечение копированием на своей страничке строчек из некоторых стихотворений, например, С.Есенина и И.Бродского, посвященных смерти, а также цитат из мистических книг.
  • Сохранение на страничках социальных сетей странной депрессивной музыки (особенно музыкальных направлений, пропагандирующих печаль и смерть).
  • Необъяснимое желание похудеть, сильная критика в адрес полных людей.
  • Появление на теле следов порезов, ожогов и иных признаков членовредительства.
  • Рисунки странного характера (перевернутые кресты, сатанинские звезды, масонские знаки).
  • Увлеченность мистическими фильмами и сценами жестокости и насилия.
  • Разговоры о бессмысленности жизни
  • Прощание, складывание вещей и завершение дел.
  • После напряжения, эмоциональной нестабильности — ощущение покоя, умиротворения и ощущение принятого решения.
  • Резкое изменение поведения. Например, стал неряшливым, не хочет разговаривать с близкими ему людьми, начал раздаривать дорогие ему вещи, теряет интерес к тому, чем раньше любил заниматься, отдаляется от друзей. Неожиданный прилив нежности или наоборот — отстранения, просьбы простить.
  • Рискованное поведение, в котором высока вероятность причинения вреда своей жизни и здоровью.
  • У подростка длительное время подавленное настроение, пониженный эмоциональный фон, раздражительность, снижение интереса к деятельности, потеря удовольствия от деятельности, которая раньше нравилась. 

Что делать? (техника безопасности)

  • Не поддаваться паническим настроениям! Уточните источник информации, обратитесь к специалистам для подтверждения фактов.
  • По возможности просмотрите страницы своих детей в соц.сетях, проанализируйте сохраненные фотографии, обратите внимание на круг друзей и подписчиков, изучите оставленные ребенком комментарии в различных группах. Постарайтесь сделать это осторожно, не нагнетая обстановку.  Если профиль страницы закрыт даже от вас, постарайтесь аккуратно выяснить у ребенка, по какой причине.
  • Если обнаружили вышеперечисленные признаки у ребенка, не впадайте в панику, проанализируйте все внимательно, изучите его публикации и сообщения в сети, осторожно поговорите с ребенком о его делах и проблемах, расскажите о своих переживаниях и тревогах. При невозможности самостоятельно справиться со сложившейся ситуацией обратитесь за помощью к специалистам, которым вы доверяете (педагогам, психологам).
  • Не впадайте в тотальные запреты интернета/гаджетов и гиперконтроль за жизнью ребенка – это может привести к прямо противоположным результатам, рискованному поведению с полной утратой контроля, разрыву отношений, уходу из дома, а иногда может спровоцировать суицид или суицидальное поведение. Лучше выработайте совместную с ребенком договоренность о времени нахождения ребенка в компьютере/смартфоне.
  • Говорите с детьми о безопасности в сети, о необходимости соблюдений определенных правил при общении в виртуальном пространстве. Донесите до ребенка, что незнакомец в интернете — это абсолютно то же самое, что незнакомец на улице. С ними нельзя общаться, им нельзя ничего присылать. О них нужно рассказывать взрослым, которым доверяешь. Объясните, что за фото может скрываться кто угодно. Желательно, чтобы друзьями он-лайн были только те, с кем дети знакомы лично, вне виртуального пространства.
  • Обращайте внимание на соблюдение ребенком режима сна и отдыха. Если ребенок не выспался, у него повышается уровень тревоги, внушаемости, понижается иммунитет как физический, так и психологический, он становится более категоричным. По возможности  выключайте на ночь интернет, wi-fi.
  • Следите за тем, чтобы у ребенка было время без звукового шума — без наушников, музыки, голосов в телевизоре. Несколько минут тишины стимулирует работу гиппокампа — части мозга, которая упорядочивает информацию, помогает систематизировать опыт и эмоции. Это поможет как минимум выйти из транса и включить здоровую критичность.
  • Помогайте ребенку находить интересы и выстраивать отношения в реальной жизни (любые совместные занятия, нравящиеся вам и ребенку, поездки, кружки, интересные самому ребенку, проверенные лагеря и т.п.), покажите своим примером альтернативы виртуальному времяпровождению.
  • Самый надежный способ защиты ребенка – выстраивание прочных, доверительных, эмоционально близких отношений.  Чаще проявляйте безусловную любовь и принятие ребенка (разговорами, взглядом, прикосновениями). Если внутри ребенка есть программа: любовь, внимание, поощрение нужно заслуживать — его легко подсадить на крючок манипуляции. Дети должны знать — любовь родителей, место в сердце родителей у них есть всегда, независимо от их поведения и состояния.
  • Уделяйте своему ребенку достаточно времени, говорите с ним обо всем. Давайте понять, что готовы выслушать его при необходимости в любое время. В подавляющем большинстве случаев причина суицидальных мыслей (и действий) подростков кроется в том, что их просто некому было выслушать, не с кем поговорить, рассказать о своих чувствах и переживаниях.
  • Учите детей критично относиться к любой информации, не бояться задавать вопросы, в том числе, неудобные, говорить «нет» в некомфортных ситуациях. Для этого важно, чтобы в ваших отношениях ребенок имел право говорить «нет», иметь собственное мнение и задавать вопросы «Зачем мне это делать?» «Почему?» В ответ – ваше терпеливое объяснение или совместный поиск ответа (неверный вариант – «Вырастешь, поймешь», «Потому что я так сказал» и т.п.).
  • Формируйте у ребенка в реальной жизни ощущение МЫ (семья), создавайте домашние ритуалы, рассказывайте семейные легенды, истории, формируя принадлежность к своему роду; посильными заданиями и похвалой за их выполнение формируйте его ответственность, вклад в семью; сделать семейный портрет, где были бы все члены семьи, повесьте его в комнате ребенка, чтобы подсознание воспринимало — мы вместе.
  • Помните про особенности подросткового возраста, в котором дети склонны отрицать все сказанное взрослыми, особенно в виде лекций, нотаций. Соблюдайте баланс похвалы и критики, чтобы ребенок понимал свою ценность и значимость.
  • Позволяйте ребенку испытывать и проявлять чувства, в том числе негативные – раздражение, злость, вину. Умейте выслушивать и принимать эти чувства, помогайте справляться с разочарованием и болью. На своем примере демонстрируйте «экологичные» способы выражения негативных чувств (через телесные упражнения, спорт, разговоры с близкими, творчество и т.п.). Если вы способны выдерживать своего ребенка только когда он спокоен, покладист и всем доволен, то куда ему деваться со своими чувствами?
  • Почаще предоставляйте ребенку возможность выбора, возможность «порулить» своей жизнью. Если у него нет такой возможности, вы за него знаете и решаете, он будет на стороне искать возможности проявить свою потребность быть «ведущим», делать самостоятельный выбор, в том числе и через выбор отказа от жизни.
  • Станьте сами примером проживания полноценной насыщенной смыслом и позитивными событиями жизни.

Рекомендуемая литература для родителей

  1. Юлия Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?», « Продолжаем общаться с ребенком. Так?»
  2. Ирина Млодик. «Книга для неидеальных родителей, или жизнь на свободную тему», «Метаморфозы родительской любви», «Современные дети и их несовременные родители»
  3. Людмила Петрановская.  «Если с ребенком трудно», «Привязанность. Тайная опора»
  4.  Франсуаза Дольто «На стороне ребенка», «На стороне подростка»
  5. Что нужно знать родителям о подростковых суицидах? / под ред. Вихристюк О.В.

 

 

 

                           УпрОбрМогОблИсполкома       МГОИРО                    

        Кніга Памяць                                           http://klimovichi.edu.by/sm.aspx?guid=12913

               

            

                          

                

                                                     


                            

 

 

Адрес:213633 Могилевская область, г. Климовичи, ул. Старовойтова, д.3

 Телефон ( факс) :375-2244-7-80-42

Электронная почта: sch1@klimovichi.edu.by