РусскийБеларускi

 

Министерство образования Республики Беларусь

отдел по образованию Климовичского райисполкома

 Государственное учреждение образования "Средняя школа №1 г. Климовичи"

 

Главная | Одно окно | Обращения граждан и юридических лиц | О школе | Обучающимся | Родителям | Учительская | Сервисы | Контакты | 2024 - Год качества | РОЧС информирует | Воспитательная работа | Педагог социальный - педагог-психолог | Питание | Наша исследовательская деятельность | О приеме в первый класс | Электронная библиотека | Гуманитарный проект | Попечительский совет | #Мая _Зямля_Прыдняпроўе | Работа с одаренными и высокомотивированными учащимися | Инновационный проект | Ресурсный центр | Материалы презентации «Дети 21 века. Как уберечь своего ребенка» | Память и боль белорусской земли | Электробезопасность | Выпускнику | Деловой стиль одежды | Образовательный процесс 2023/2024 учебный год | Стоп наркотики! | История, традиции, достижения учреждения образования | Специальное образование | Памятка для граждан Украины, пребывающих в Республику Беларусь | Республиканский социальный проект "Дотянись до мечты" | Родительское собрание | Неделя психологии | БРПО | Неделя педмастерства учителей-дефектологов | Централизованный экзамен 2024 | Ситуационная помощь | Республиканский конкурс "У каждого времени свои герои" | Неделя финансовой грамотности

 

Меню раздела

 

 

 

 

 

статистика посещений

Яндекс.Метрика

 

 


Письменная  речь - одна  из  форм  существования  языка. Письменная  речь  в  отличие  от  устной  формируется  в  условиях  целенаправленного  обучения, т. е. механизмы  письменной  речи  создаются  в  период  обучения  грамоте  и  усовершенствуются в  ходе  дальнейшего  образования. Овладение  грамотой – это  сложная  умственная  деятельность, которая  требует  достаточной  зрелости  многих  психических  функций. Овладение  письменной  речью  представляет  собой  установление  новых  связей  между  словом  слышимым  и  произносимым, словом,  видимым  и  записываемым, т.к. процесс  письма  обеспечивается  работой  4  анализаторов: речедвигательного, речеслухового, зрительного  и  двигательного. Для  овладения  письменной  речью  имеет  существенное  значение  степень  сформированности  всех  сторон  речи. Нарушения  звукопроизношения, фонематического и  лексико-грамматического  развития  находят  отражение  в  письме  и  чтении.

Одной  из  причин  стойкой  неуспеваемости  у  младших  школьников  является  нарушение  чтения  и  письма. Существенные  проблемы  в  обучении  письменной  речи  связаны  с  системным  недоразвитием  компонентов  речи. Недостаточное  восприятие, дифференциация  фонем  вследствие  фонетико-фонематического  недоразвития  создают  трудности  в  овладении  звуковым  анализом  и  синтезом. Бедность  и  недостаточная  дифференцированность  значений  слов, примитивное  построение  конструкций  предложений, отклонения  от  норм  родного  языка  приводят  к  затруднениям,  как  в  понимании  обращённой  речи, так  и  в  выражении  собственного  отношения  к  предметам  и  явлениям  окружающей  действительности. Нарушения  чтения  и  письма ( дислексия  и  дисграфия ) являются  самыми  распространёнными  формами  речевой  патологии  у  младших  школьников. Основным  симптомом  дисграфии  считается  наличие  стойких  специфических  ошибок. Специфические  ошибки  письма  при  отсутствии  логопедического  воздействия  сохраняются  в  письме  школьников  и  в  последующие  годы  обучения. Основная  задача  логопеда  в  школе  состоит  в  том, чтобы  своевременно  выявить  и  предупредить  нарушение  письма  и  чтения, а  при  невозможности  пропедевтической  работы – своевременно  устранить  ошибки  с  целью  недопущения  их  перехода  на  дальнейшее  обучение.

 

  Логопедическую  работу  по  развитию  языкового  анализа  и  синтеза  у  младших  школьников  следует  проводить  по  следующим  направлениям:

  1. Развитие  анализа  предложений  на  слова.
  2. Развитие  слогового  анализа  и  синтеза.
  3. Развитие  фонематического  анализа  и  синтеза.

               

  • Развитие  анализа  предложений  на  слова

С  целью  формирования  умения  определять  количество, последовательность  и  место  слов  в  предложении  предлагаются  следующие  задания:

1. Определить  границы  предложений  в  тексте

Решили  дети  во  дворе  сделать  снежную  горку  они  сгребали  под  крышу  сарая  снег  весь  день  трудились  ребята  к  вечеру  горка  была  готова  дети  полили  её  водой  утром  ребята  катались  с  горки  на  санках.

2. Придумать  предложение  по  сюжетной  картинке  и  определить  в  нём  количество  слов.

3. Придумать  предложение  с  определённым  количеством  слов.

  4. Распространение  предложения  путём  увеличения  количества  слов

Девочка  читает  книгу. Дети  нарядили  ёлку.

5. Составить  предложение  из  слов, данных  в  беспорядке.

Повадилась, лазить, рыжая, в, хитрая, курятник, лиса.

        6. Составить  предложения  по  нескольким  картинкам, на  которых  изображён  один  и  тот  же  предмет  в  различных  ситуациях

(Мяч  лежит  на  полке; мальчик  играет  с  мячом; на  мяч  села  муха. )

        7. Придумать  предложение  с  определённым  словом.

   8. Составить  графическую  схему  предложения: предложение  обозначается  целой  полоской, слова - маленькими  полосками.

    9.  По  графической  схеме  придумать  предложение.

  10. Определить  место  слова  в  предложении.

  11. Поднять  цифру, соответствующую  количеству  слов  в  предложении.

 

  • Развитие  слогового  анализа  и  синтеза        

     Для  усвоения  навыков  чтения  и  письма  большое  значение  имеет  умение  разделять  слово  на  составляющие  его  слоги. При  овладении  чтением  значимость  слогового  анализа  обусловлена,  прежде  всего,  тем, что  на  начальных  этапах  ребёнок  учится  сливать  звуки  в  слоги, синтезировать  слоги  в  слово  и  на  основе  этого  объединения  узнавать  слова.

     Слоговой  анализ  помогает  более  эффективно  овладеть  звуковым  анализом  слова. Слово  делится  на  слоги, затем  слог, являющийся  более  простой  речевой  единицей, делится  на  звуки.

     В  процессе  письма  дети  с  нарушением  письменной  речи  часто  пропускают  гласные. Это  связано  с  тем, что  при  опоре  на  внутреннее  или  шёпотное  проговаривание  дети  легче  воспринимают  согласные, которые  кинестетически  являются  более  чёткими. Гласные  же  воспринимаются  как  оттенки  согласных  звуков. Деление  на  слоги  способствует  выделению  гласных. При  слоговом  анализе  делается  опора  на  гласные  звуки.

     Степень  сложности  слогового  анализа  во  многом  зависит  от  характера  слогов, составляющих  слово, и  их  произносительной  трудности. Чем  более  слиты  в  произношении  звуки   слога, тем  легче  выделить  слог  из  слова. В  открытом  слоге  звуки  более  тесно  слиты  в  произношении, чем  в  обратном  или  закрытом  слоге. Поэтому  дети  легче  выделяют  открытые  слоги  и  затрудняются  в  выделении  обратных  и  закрытых  слогов. Закрытый  слог  труднее  в  произносительном  плане, т.к.  составляющие  его  звуки  менее  слиты  в  произношении  и  более  независимы  друг  от  друга. В  связи  с  этим  в  логопедической  работе  необходимо  особое  внимание  уделить  выделению  обратного  и  закрытого  слога  как  единого  целого.

     В  процессе  формирования  слогового  анализа  и  синтеза  важно  учитывать  поэтапность  формирования  умственных  действий. Вначале  работа  ведётся  с  опорой  на  вспомогательные  средства, материализованные  действия. В  дальнейшем  слоговой  анализ  и  синтез  осуществляется  в  плане  громкой  речи. На  последующих  этапах  логопедической  работы  становится  возможным  перенос  этого  действия  во  внутренний  план, осуществление  его  на  основе  слухо- произносительных  представлений.

     При  формировании  действия  слогового  анализа  с  опорой  на  внешние  вспомогательные  средства  предлагаются  следующие  задания:

отхлопать  или  отстучать  слово  по  слогам, сопровождать  послоговое  произнесение  слова  движением  руки  справа  налево  и  слева  направо.

тыльной  стороной  ладони  воспринимать  движения  нижней  челюсти

(Возможность  использования  этого  приёма  связана  с  тем, что  гласные  звуки  произносятся  с  большим  раскрытием  ротовой  полости, с  большим  опусканием  нижней  челюсти, чем  согласные. Количество  движений  нижней  челюсти  соответствует  количеству  гласных  и  слогов  в  слове.)

В   процессе  развития  слогового  анализа  в  речевом  плане  важным  является  умение  выделять  гласные  звуки  в  слова. Дети  должны  усвоить  основное  правило  слогового  деления: в  слове  столько  слогов, сколько  гласных  звуков. Опора  на  гласные  звуки  позволяет  устранить  и  предупредить  такие  ошибки  чтения  и  письма, как  пропуски  гласных  или  их  добавление.

                         Выделение  гласного  звука  из  слога

Предлагаются  слоги  различной  структуры  с  различными  гласными

( например: ах, ус, ма, да, кра, аст, зол.)

                 

Рекомендуются  следующие  задания:

üНазвать  только  гласный  звук  слога.

üПоднять  букву, соответствующую  гласному  звуку  слога.

üЗаписать  только  гласные  буквы  слогов.

üОпределить  место  гласного  звука  в  слоге  и  показать  соответствующую  цифру.

üПридумать  слог  с  соответствующей  гласной.

üПридумать  слог, в  котором  гласный  звук  на  первом, втором  или  третьем  месте.

                                   Выделение  гласных  звуков  слова

       На  начальном  этапе  работы  предлагаются  односложные  слова  различной  структуры (ус, на, мак, волк, двор). Дети  определяют, какой  гласный  звук  в  слове  и  его  место (начало, середина, конец).

                                 Рекомендуются  следующие  упражнения:

v   Назвать  гласные  звуки  слова. Предлагаются  слова, произношение  которых  не  отличается  от  написания (лапа, лужа, дом, диван, кошка, окна, горка, крыша, канава, капуста).

v   Записать  на  схеме  только  гласные  данного  слова (например: слово  кошка  …о……а, слово  капуста …а…у……а).

v   Придумать  по  графическим  схемам, на  которых  записаны  только  гласные  буквы  слова: …а……а, …о…..а, …у…а.

 

Для  закрепления  слогового  анализа  и  синтеза  предлагаются  следующие  задания:

o Повторить  заданное  слово  по  слогам. Сосчитать  количество  слогов.

o   Определить  количество  слогов  в  названных  словах. Поднять  соответствующую  цифру. Предлагаются  слова  различной  слоговой  структуры: односложные, двусложные, трёхсложные, простые  и  со  стечением  согласных.

Игра « Поезд».

 Детям  предлагается  макет  поезда: поезд  состоит  из  трёх  вагонов  с  цифрами 1, 2, 3. В  первом  вагоне  размещаются  слова,  состоящие  из  одного  слога, во  втором  вагоне – состоящие  из  двух  слогов,  в  третьем  вагоне – состоящие  из  трёх  слогов.

    Назвать  названия  цветов, деревьев, домашних  и  диких  животных, посуды  или  мебели,  в  названии  которых  два  или  три  слога.

    Определить  пропущенный  слог  в  записанных  словах: ка……..ва, до…….га, ра…….та, бел…….ка, мед…….., ка……даш, по……., по……..да.

    Составить  слово  из  слогов, данных  в  беспорядке.

    Определить  слово  или  предложение, произнесённое  по  слогам,

выделить  из  предложений  слова, состоящие  из  двух  или  трёх  слогов.

 

 

  • Развитие  фонематического  анализа  и  синтеза

        Логопедическая  работа  по  формированию  фонематического  анализа  и  синтеза  проводится  с  учётом  сложности  различных  форм  звукового  анализа  и  синтеза  в  следующей  последовательности.

     1. Узнавание  звука  на  фоне  других  звуков, на  фоне  слова.

    1.1.Выделение  гласных  из  ряда  звуков.

    1.2.Узнавание  гласных  на  фоне  слога  и  односложных  слов.

    1.3.Узнавание  гласных  на  фоне  многосложных  слов.

    1.4.Выделение  согласных  из  ряда  других  звуков.

    1.5.Узнавание  согласных  на  фоне  многосложных  слов.

     2. Выделение  первого  и  последнего  звука  в  слове, определение  места  звука (начало, середина, конец ).

     2.1. Выделение  первого  ударного  гласного  из  двусложных  слов.

     2.2. Выделение  последнего  ударного  гласного  из  слова.

     2.3. Определение  места  ударного  гласного  в  слове (начало, середина, конец).

     2.4. Выделение  первого  согласного  звука  из  слога  и  односложных  слов.

     2.5. Выделение  первого  согласного  звука  из  многосложных  слов.

     2.6. Выделение  последнего  согласного  звука  из  односложных  слов.

     2.7. Определение  места  согласного  звука (начало, середина, конец ).

       3. Определение  последовательности, количества  и  места  звуков  по  отношению  к  другим  звукам.

     3.1. В  ряду  гласных: ау, уа.

     3.2. В  обратном  слоге: ам, ап, ах.

     3.3. В  прямом  открытом  слоге: му, ха, да.

     3.4. В  закрытом  слоге (типа: мак).

                              Выделение (узнавание) звука  на  фоне  слова

    В  процессе  развития  элементарных  форм  фонематического  анализа  необходимо  учитывать, что  умение  выделять  и  вычленять  звук  зависит  от  его  характера, положения  в  слове, а  также  от  произносительных  особенностей  звукового  ряда. Ударные  гласные  узнаются  гораздо  легче, чем  безударные. Ударные  гласные  легче  выделяются  из  начала  слова, чем  из  его  конца  или  из  середины.

   Согласные  звуки (щелевые, в  том  числе  шипящие  и  сонорные) выделяются  легче  других  согласных. Необходимо  уточнить  артикуляцию  согласного. Для  этого  определяется  положение  артикуляторных  органов  сначала  с  помощью  зрительного  восприятия, а  затем  на  основе  кинестетических  ощущений, получаемых  от  артикуляторных  органов. При  этом  обращается  внимание  на  звучание, характерное  для  данного  звука. Определяется  наличие  или  отсутствие  звука  в  слогах, предъявленных  на  слух. Затем  логопед  предлагает  детям  определить  наличие  или  отсутствие  звука  в  словах  различной  сложности: односложных, двусложных, трёхсложных, без  стечения  и  со  стечением  согласных. Логопед  предлагает  детям  слова,  как  с  отрабатываемым  звуком, так  и  без  него. Заданный  звук  должен  находиться  в  начале, середине  и  в  конце  слова (кроме  звонких  согласных). Сначала  наличие  звука  определяется  на  слух  и  на  основе  собственного  произношения, затем  или  только  на  слух, или  только  на  основе  собственного  произношения  и  наконец, по  слухо - произносительным  представлениям.

     Звук  связывается  с  буквой.

       Рекомендуются  следующие  задания  с  использованием  буквы:

v   Показать  букву, если  в  слове  есть  соответствующий  звук.

v  Разделить  страницу  на  две  части. С  одной  стороны  записать  букву, с  другой  стороны  поставить  чёрточку. Логопед  читает  слова. Если  в  слове  имеется  заданный  звук, дети  записывают   его  в  графу « Буква», если  в  слове  нет  звука, то  под  чёрточкой  ставится  крестик.

v   Повторить  вслед  за  логопедом  слова  с  заданным  звуком, показать  соответствующую  букву.

v   Выделить  из  предложения  слово, включающее  данный  звук, и  показать  соответствующую  букву.

v   Придумать  слова, в  которых  имеется  звук, обозначаемый  заданной  буквой.

   После  того, как  у  детей  будет  сформировано  умение  определять  наличие  согласного  в  начале  или  конце  слова (можно  предложить  слова, в  которых  заданный  звук  будет  находиться  в  середине  слова. Начинают  с  простых  слов, затем  предъявляют  слова  со  стечением  согласных.)

                   

 

Вычленение     первого  и  последнего  звука  из  слова

         Рекомендуемые  задания  по  вычленению  первого  ударного  гласного:

vОпределить  первый  звук  в  словах: ослик, утка, Аня, Игорь, азбука, уголь, окна, астра, осень, улица, осы, улей, аист, Оля, утро, иней, Ира.

vПоднять  букву, которая  соответствует  первому  звуку  слова, начинающегося  с  ударного  гласного.

vПридумать  слова, которые  начинаются  на  заданный  гласный  звук.

vПридумать  слова, которые  начинаются  на  заданные  ударные  гласные.

Игра « Лото».

 Детям  предлагаются  карточки  с  картинками. Логопед  называет  слово. Дети  должны  закрыть  картинку  той  буквой, с  которой  начинается  названное  слово.

Рекомендуемые  задания  по  вычленению  первого  согласного  из  слова:

1. Определить  первый  звук  в  словах: рама, шапка, санки, книга, топор, забор, ножницы, помидор и т.д.

2. Поднять  букву, которая  соответствует  первому  звуку  слова.

3. Придумать  слова, которые  начинаются  на  заданный  согласный  звук.

4. Игра « Лото»

5. Подобрать  названия  цветов, животных, птиц, посуды, овощей, фруктов  и  т.д., которые  начинаются  с  заданного  звука.

6. Изменение  первого  звука  в  словах. Логопед  называет  слова. Дети  определяют  первый  звук  в  словах. Далее  им  предлагается  заменить  эти  первые  звуки  на  другие. ( Например: гость- кость, карта-парта, горка-корка, дом-том, гол-пол, палка-галка и т.д.)

7. Игра « Необычные  цветы». На  доску  прикрепляется  контур  цветка  с  прорезями  для  лепестков  и  лепестки  с  изображениями  различных  предметов. Из  предложенных  лепестков  дети  выбирают  только  те  предметные  картинки, названия  которых  начинаются  с  заданного  звука, и  прикрепляют  их  к  контуру  цветка.

8. Игра «Найди  картинку». Детям  предлагаются  по  две  карточки. На  одной  из  них  нарисован  предмет, другая  пустая. Ребёнок  называет  предмет, определяет  первый  звук  в  его  названии, находит  соответствующую  букву  и  кладёт  букву   между  карточками. И  так  делают  все  остальные  дети. Затем  они  выбирают  среди  других  ту  картинку, название  которой  начинается  с  этого  же  звука, и  кладут  на  пустую  карточку.

9. Отгадывание  загадок. Называние  первого  звука  в  словах- отгадках.

         Определение  конечного  согласного  звука  в  слове

     Работа,  направленная  на  определение  конечного  согласного  звука  в  слове  проводится  вначале  на  обратных  слогах, таких, например, как  ум, ам, ух, ах, ус. Это  умение  воспитывается  последовательно  и  опирается  на  ранее  сформированное  действие  по  определению  наличия  звука, находящегося  в  конце  слога  или  слова. Предлагаются  слова, сходные  по  составу  с  ранее  предъявленными  слогами: ам-сам, ом-сом, ук-сук, уп-суп. Определяется  конечный  согласный  сначала  в  слоге, потом  в  слове. В  дальнейшем  вычленение  конечного  согласного  производится  непосредственно  в  словах  на  слух, при  самостоятельном  произношении, по  слухо - произносительным  представлениям. При  определении  конечного  согласного  звука  используются  те  же  виды  заданий, что  и  при  определении  первого  гласного  и  согласного  звука.

                  Определение  места  звука  в  слове (начало, середина, конец )

    Уточняются  понятия: начало, середина, конец  слова. Если  звук  не  первый  и  не  последний, то  он  находится  в  середине. Вначале  предлагается  определить  место  ударной  гласной  в  односложных – двусложных  словах. Гласные  произносятся  протяжно, интонируются. В  дальнейшем  проводится  работа  по  определению  места  согласного  звука  в  слове.              

             Примерные  задания  по  определению  места  звука  в  слове:

v    Мысленно  разделить  страницу  на  три  колонки. Первая  колонка- заданный  звук  в  начале  слова,  вторая  колонка- заданный  звук  в  середине, третья  колонка- заданный  звук  в  конце. Логопед  произносит  слова  с  определённой  буквой, дети  распределяют  слова  по  колонкам.

vПодобрать  слова, в  которых  заданный  звук  стоит  в  начале  слова.

vПодобрать  слова,  в  которых  заданный  звук  стоит  в  середине  слова.

vПодобрать  слова,  в  которых  заданный  звук  стоит  в  конце  слова.

vНазвать  названия  животных, овощей, фруктов, растений  на  заданный  звук.

vНазвать  названия  животных, овощей, фруктов, растений,  в  названии  которых  заданный  звук  стоит  в  середине  или  конце  слова.

На  сюжетной  картинке  найти  и  назвать  слова, которые  начинаются  с  заданного  звука.

Игра « Лото». Детям  предлагаются  три  картонные  полоски, которые  разделены  на  три  части. На  каждой  полоске  одна  третья  часть  закрашена, что  указывает  на  начало, середину  и  конец  слова. На  столе  перевёрнутые  карточки, на  которых  изображены  предметы. Ученик  берёт  одну  карточку, называет, что  на  ней  изображено, определяет  место  заданного  звука  в  слове  и  ложит  под  нужную  полоску.            

   Виды  работ  по  закреплению  функции  фонематического  анализа

v   Вставить  в  данные  слова  пропущенные  буквы.

v   Выбрать  из  предложений  слова  с  определённым  количеством  звуков  и  записать  их.

v   Дописать  1, 2, 3, 4  звука  к  одному  и  тому  же  слогу  так, чтобы  получились  разные  слова. Например: па- пар, пары, парад, паруса.

v   Подобрать  слова  с  определённым  количеством  звуков.     

v   Подобрать  слова  на  каждый  звук, записанного  слова.

 

В  работе  по  преобразованию  слов  можно  использовать  четверостишия:

                   6.1. С  Ч  над  морем  я  летаю.

                         С  Г  в  машинах  я  бываю.( Чайка- Гайка.)

                   6.2. С  М  меня  ты  надеваешь,

                          с   Л  собаку  называешь. ( Майка- Лайка.)

                   6.3. С  К  я  в  школе  на  стене,

                          горы, реки  есть  во  мне,

                          с  Л – от  вас  я  не  таю –

                          в  каждом  классе  в  ряд  стою. ( Карта – Парта.)

                   6.4. С  Б  смертельной  я  бываю,

                          с  М  меха  я  пожираю,

                          с  Р  актёру  я  нужна,

                          с  С  для  повара  важна.( Боль – Моль – Роль- Соль.)

                   6.5. Я – дерево. В  родной  стране

                          найдёшь  в  лесах  меня  повсюду,

                          но  слоги  переставь  во  мне –

                          и  воду  подавать  я  буду. ( Сосна – Насос.)

                   6.6. Лежу  я  на  земле. Прибита  я  к  железу.

                          Но  буквы  переставь. В  кастрюлю  я  полезу. ( Шпала – Лапша.)

                   6.7. Известное  я  блюдо,

                          когда  ж  прибавишь  М,

                          летать, жужжать  я  буду,

                          надоедая  всем. ( Уха – Муха.)

                    6.8. И  по  реке, и  по  пруду

                         плыву  я  в  тихую  погоду,

                        но  вставь  лишь  И – и  поведу

                        стальную  птицу  к  небосводу. ( Плот – Пилот.)

От  записанного  слова  образовать  цепочку  слов  таким  образом,  чтобы  каждое  последующее  слово  начиналось  с  последнего  звука  предыдущего.

Слово – загадка. На  доске  пишется  первая  буква  слова, вместо  остальных  букв  ставятся  точки. Ученики  отгадывают  записанное  слово.

Назвать  слово,  в  котором  буквы  расположены  в  обратном  порядке:

Например: нос – сон, кот – ток, лес – сел, дар – рад, сор – рос, топ – пот.

Какой  звук  выпал  из  слова? Например: крот – кот, лампа – лапа, рамка –   рама.

 Назвать  общий  звук  в  словах,  записать  соответствующую  букву.  Прочитать  слово, которое  получится  из  выделенных  звуков:

              луна – стол – Л

              кино – игла – И

              лампа – мышь – М

              окно – дом – О

              нос – Анна – Н

Определить  последующие  и  предыдущие  звуки  в  названии  предметов  на  картинках.

Коррекционная  работа  с  детьми  по  развитию  языкового  анализа  и  синтеза  также  включает  в  себя:

работу  по  интеллектуальному  развитию (развитие  мыслительной  деятельности: памяти, восприятия, внимания);

развитие  мелкой  моторики  пальцев  рук (игры  с  пальчиками, упражнения  по  обводке  предметов, рисование  по  трафаретам, клеткам, закрашивание  контурных  изображений  линиями, точками, вертикальными  и  горизонтальными  штрихами, упражнения  с  ножницами);

развитие  восприятия  и  понимания  речи (постепенно  усложняющиеся  инструкции, бытовые  и  игровые  ситуации, грамматические  конструкции, расширение  словарного  запаса  в  соответствии  с  общепринятыми  лексико-семантическими  темами);

развитие  экспрессивной  речи, формирование  фразы, распространение (при  помощи  определений  и  однородных  членов )  и  употребление  в  речи  простых  предложений.

К концу обучения дети должны знать.

1. Гласные и согласные звуки и буквы.

2. Определения понятий: звук, буква, слог, слово, словосо­четание, предложение, текст, предлог, приставка, удар­ная гласная, ударный слог, безударная гласная, безудар­ный слог.

 3. Чем отличаются между собой: звуки и буквы, гласные и согласные звуки, слоги, слова, словосочетания, предло­жения и текст.

  1. Графическое обозначение слогов, звуков и слов, границ предложения, предлогов и приставок.
  2. Правописание предлогов и приставок.
                                   К концу обучения дети должны уметь.

1. Различать гласные и согласные звуки.

2. Различать звуки и буквы, слоги и слова, словосочетания и предложения, набор отдельных предложений и текст.

 3. Определять ударные и безударные гласные, слоги.

4. Определять в словах место и последовательность звука: гласных и согласных звуков.

5. Определять количество звуков в словах, слогов в словах, слов в предложениях, предложений в тексте.

6. Производить звуковой, буквенный, слоговой анализ и синтез слов, а также языковой анализ и синтез предложе­ний.

7. Графически обозначать звуки, слоги и слова.

 

Таким образом, в ходе проведения поэтапной работы уча­щиеся приобретают необходимые знания, умения и навыки по формированию языкового анализа и синтеза.

 

 

   

Литература

  1. Е. В. Мазанова «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза». Москва 2008
  2. Е. В. Юрова «200 упражнений для развития письменной речи». Астрель. Москва 2004
  3. И. Н. Садовников «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». Москва 1995
  4. Л. Н. Ефименкова «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов». Москва 1991
  5. О. В. Узорова, Е. А. Нефедова «Практическое пособие по развитию речи». Астрель. Москва 2004

6.  Р. И. Лалаева «Логопедическая работа в коррекционных классах»

7. О. В. Елецкая, Н. Ю. Горбачевская «Логопедическая помощь школьникам с нарушением письменной речи»

 

 

 

                           УпрОбрМогОблИсполкома       МГОИРО                    

        Кніга Памяць                                           http://klimovichi.edu.by/sm.aspx?guid=12913

               

            

                          

                

                                                     


                            

 

 

Адрес:213633 Могилевская область, г. Климовичи, ул. Старовойтова, д.3

 Телефон ( факс) :375-2244-7-80-42

Электронная почта: sch1@klimovichi.edu.by